Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Урок развития речи в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Дидактическая цель: усвоение учащимися порядка слов в предложении и  предложений в тексте.

Задачи:

  • систематизация знаний учащихся по теме урока на основе сопоставления языковых явлений;
  • развитие умения определять тему текста, основную мысль, структуру текста, виды связи между предложениями и средства выразительности; создавать текст по заданной теме;
  • воспитание бережного отношения к семье.

Ход урока.

Слово учителя.

Две силы властвуют на свете,
Их столкновенье ощущаю я.
Что есть добро? Что зло? – должны усвоить дети,
И учит этому семья.

Именно в семье закладываются первые представления о добре и зле, в семье ребенок познает, как надо относиться друг к другу, что такое уважение, забота и любовь. Семья. Такое доброе и дорогое сердцу слово. Семья. Запишите, какие ассоциации появляются у вас при слове “семья”.

В ходе урока будем работать над текстами, которые объединены одной темой – “Семья, взаимоотношения в ней”. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей душе остался хотя бы один совет, одно размышление из тех, что прозвучат в классе.

Тема урока: Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении.

Как порядок предложений в тексте, так и порядок слов в предложении мы неоднократно рассматривали на уроках, накапливали знания. Сегодня темы записаны рядом. Определите учебные задачи нашего урока (ответ учащихся).

Самостоятельно вспомните, что уже знаете по данной теме. Сидящих на первом варианте прошу сосредоточить внимание на порядке предложений в тексте, а на втором варианте предлагаю подумать над порядком слов в предложении.

Обсудите в группе свои выводы по предложенному плану:

1 Структура текста, смысловые отношения между предложениями.

2 Виды грамматической связи между предложениями.

3 Прямой и обратный порядок слов. Инверсия.

4 Средства выразительности.

Обобщим знания, составим коллективно кластер.

Практикум. Работа с текстами, предложенными в учебнике.

Упр. 124 Перед вами текст известного педагога В.А.Сухомлинского . Прочитайте выразительно.

Какой совет изложен первым? Почему? Обоснуйте свою точку зрения, пользуясь кластером (см. структура текста).

Определите вид грамматической связи в данном тексте, докажите свое мнение.

С какой целью сказуемое, выраженное глаголом повелительного наклонения, поставлено в начало предложения?

Сопоставьте предложения. Как они построены? Какое средство выразительности использует Сухомлинский?

Соотнесите порядок предложений в тексте и порядок слов в предложении в данном тексте. Ваш вывод?

 Упр.125. Прочитайте выразительно текст. Первое предложение нередко задает порядок слов в последующих предложениях. Определите вид связи между предложениями.

Чем осложнено первое предложение?

Сопоставьте со вторым предложением. Какую особенность отметили?

Расскажите о синтаксическом параллелизме.

Измените порядок слов во втором предложении, поставьте однородные члены в конец предложения. Что изменилось?

Мы убедились, что при перестановке слов в предложении ослабевает связь между предложениями, текст “не звучит”.

Что такое волость, уезд? Эти слова являются устаревшими, мы пользуемся другими административными территориальными единицами.

Текст В.И.Белова интересен и в нравственном плане: рассказывая о традициях и обычаях старинной крестьянской семьи, писатель заостряет наше внимание на важнейшем принципе народной жизни.

Определите микротемы в тексте.

Определите тему и основную мысль текста.

Действительно, крестьянская семья многочисленна, ссоры невыгодны. Не можешь жить мирно в семье – нет уважения и в народе. Согласитесь, есть чему поучиться и нам.

Упр. 126. Выразительно ученица читает текст наизусть.

Понравилось вам?

За счет чего достигается выразительность? Какие средства выразительности использует Н.В.Гоголь?

(Ученики называют анафору, риторический вопрос, риторическое обращение, градацию, синтаксический параллелизм).

Один из признаков текста – авторское отношение к высказываемому. Какова позиция Н.В.Гоголя?

(Н.В.Гоголь глубоко сочувствует матери будущих воинов,

это чувство передается и читателям.)

Определите вид связи между предложениями, сделайте вывод: как усилена связь предложений в тексте.

Упр. 128. Прочитайте стихотворение О.Высотской, подготовьтесь к выразительному чтению.

Определите основную мысль текста.

Какие предложения по строению грамматической основы использует автор?

Чем отличается последнее предложение? Определите его тип. Обоснуйте свою точку зрения, обратите внимание на кластер (структура текста).

Значит, порядок слов в предложении может не только определять порядок предложений в тексте, но и подчеркивать законченность высказывания.

Действительно, коротка человеческая жизнь: ненадолго мы вместе.

Кто-то рождается, кто-то уходит в мир иной. Только потеряв близкого человека, осознаешь, что не успел сказать доброго слова, попросить прощения, поблагодарить. Чтобы не испытывать чувство вины, не обижайте в суете друг друга. Особенно остро чувствуют несправедливость старые люди. Посмотрите не только на родных бабушек и дедушек, рядом с вами живет старушка-соседка, незнакомый старик встречается часто вам по пути в школу…

(Учитель читает наизусть стихотворение Е.А.Благининой “Не обижайте стариков”). Упр. 130

Это стихотворение Елена Александровна Благинина написала, когда ей было 80 лет. Создается впечатление, что она обращается к каждому из нас: не обижайте стариков, им и так тяжело в сегодняшней жизни. Проникновенные строки.

Какой прием использовала поэтесса, чтобы сильнее подчеркнуть основную мысль?

По отношению к старым людям судят о благополучии общества. Я не знаю, кем вы станете в жизни, где будете работать. Надеюсь, что все сложится отлично. Пусть навсегда в вашей душе останется этот призыв Е.А.Благининой.

В будущем вам предстоит создать семью. Как построите отношения, так и жить будете. Попробуйте спрогнозировать будущее. Что в вашем понимании означает хорошая семья? Какой вы ее представляете? Какие принципы переняли бы из сегодняшней вашей семьи?

Напишите об этом небольшое эссе. (На работу отводится 7 минут, затем ребята зачитывают свои сочинения)

На дом предлагается выполнить устно упр. 133