Игра или жизнь? Так мы делаем газету

Разделы: Внеклассная работа


Ребята, надо верить в чудеса,
Газета “Гимназист” в районе диво,
Она в руках талантливых и творческих ребят,
В ней мысли и гуманны, и красивы.

Из песни

Выпуском школьной газеты в век информационных технологий никого не удивишь. Но мы с гордостью говорим: нашей газете почти 13 лет. Значит, у нее есть свои традиции, особенности, наработки. Слова из песни, вынесенные в эпиграф, были сочинены на юбилей: 10-летие газеты. Именно тогда, почти три года назад, к выпуску газеты в нашем учреждении приступила новая команда и взрослых (два учителя словесности, учитель информатики), и ребят. В рамках реализации целей создания единого информационного пространства нашей гимназии, условий для развития вариативной системы образования, включения взрослых форм деятельности в учебный процесс, а также развития субъектности у участников образовательного процесса было организовано детское объединение "Пресс-центр". насчитывает около 40 ребят с 3 по 11 класс. Во главе детского самоуправления – министр СМИ и его заместитель. Каждый отдел по желанию возглавил старшеклассник. Ребята собираются раз в месяц, по мере необходимости – чаще: обсуждают планы работы, вопросы участия в различных конкурсах, сроки и материалы следующей газеты или видеоприложения.

Взаимоотношения в коллективе строятся на принципах: демократизма (уважения взглядов и интересов каждого), сочетания личного и общественного (нужно иметь то, чем ты можешь быть полезен, и нужно уметь и желать быть полезным), управления успехом (отмечать малейшие достижения и находить изысканные способы вознаграждения за всякое успешное действие, участие, отношение, мысль); коллективной ответственности (желание взять какое–то важное или любое поручение на себя, чтобы быть полезным, значимым, признанным); сочетания традиций и инноваций; перспективных целей, личностного и коллективного роста; взаимодействия взрослых и молодежи, толерантности (уважительное отношение к человеку, к личности вообще).

В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, поэтому мы и уделили особое внимание их развитию, создав программу дополнительного образования “Пресс-центр”, которая стала победителем республиканского и дипломантом VIII Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования (2006 г.).

Она предусматривает обучение детей основам журналистики, проектирует и организует подразделения пресс-центра: газета, издательское дело, видеовестник, съемка и видеомонтаж, виртуальное общение с пресс-центрами школ республики, России, изучение всей совокупности средств массовой информации. В пресс-центре отрабатывается авторская позиция гимназиста, возможна ее корректировка.

Таким образом, создаются условия для развития информационно-нравственной компетенции учащихся и становления личностной зрелости подростка.

Так же наша программа решает следующие задачи:

обучающие:

1) обучить детей основам журналистики и компьютерным технологиям в рамках факультативов, практическим приемам;

2) формировать умения обработки, редактирования, макетирования, дизайна и корректироки материала для выпуска школьной печатной или электронной газеты, видеоприложения, навыки стилистической свободы;

воспитывающие:

1) воспитывать сотрудничество, основанное на взаимоуважении и взаимной ответственности,

2) воспитывать чувство вкуса и развивать художественные способности для поддержания культуры изданий;

3) прививать любовь к труду, подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;

развивающие:

1) развивать у гимназистов умения видеть, выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение; понимание необходимости духовного саморазвития и самореализации человека;

2) развивать интерес к творческой деятельности;

3) развивать способности ответственно и критически анализировать содержание сообщений, соотносить собственный замысел, творческий азарт с восприятием этого замысла другими.

Имея свой творческий коллектив и принятый редакционным советом план, пресс – центр выпускает раз в четверть газету, раз в два месяца – видеоприложение “Гимназический калейдоскоп”, а также документальные фильмы, слайд-презентации по мере необходимости образовательного процесса. Все виды работ (вплоть до распечатки, тиражирования) выполняются самими учащимися, что способствует их дальнейшей профилизации. В выпускном классе они получают соответствующие сертификаты.

Содержание, методы и формы проведения занятий носят свободный характер.

Обучение на факультативах, элективах, создание готовой продукции проходят одновременно, поэтому ребята в течение многих лет обучения в средней и старшей школе учатся управлению и взаимодействию, выполняют самые разнообразные функции (замещая любые выборные должности), а также и творческие работы (при корректной консультационной и экспертной поддержке взрослых): пишут стихи, статьи, репортажи, выпускают коллективные и индивидуальные брошюры, буклеты, делают к ним рисунки, подбирают фото, создают оригинал-макеты, выполняют корректорские и редакторские работы.

Программа факультатива “Сочинения в газетных жанрах” (для среднего звена) и электива “Основы журналистики” (для старшеклассников) (смотрите Приложение) помогают решить важнейшую задачу – подготовку учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речью. Умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания, приобретения необходимых практических навыков помогут им не только в ученические годы, но и в будущем: в самостоятельной жизни каждый из них не раз сможет взяться за перо внештатного корреспондента в интересах дела, общества, государства. В современных условиях вообще велико влияние публицистики на жизнь людей всех возрастов.

Сочинения в газетных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной школы и позволяют развивать творческие способности учащихся, дают возможность выражать своё “я”, своё мироощущение, развивать способности ответственно и критически анализировать содержание сообщений, соотносить собственный замысел, творческий азарт с восприятием этого замысла другими, глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни страны.

В основе содержания и структуры электива изучение основ журналистского творчества, форм и культуры деловой коммуникации, видов средств массовой информации, видов иллюстраций в журналистике, научение выпускать (то есть собирать, обрабатывать, редактировать, макетировать и корректировать материал) газету, видеоприложение, находить необходимую информацию в Интернете, работать с электронной почтой, брать интервью, проводить социологические опросы. Конечно, здесь мы тесно сотрудничаем с учителем информатики Струговцом А.Д., который обучает ребят издательскому делу. Он же ведет курс “Видеомонтаж в программе Adode Premiere”, учит ребят основам видеомонтажа, созданию и анимации титров, работе со звуком, со статическими изображениями, что очень интересно и нужно современным школьникам.

Вспоминаются первые дни работы над газетой… С чего начать? Каким будет номер? Какие материалы предпочесть: серьезные, веселые, развлекательные? У кого взять интервью, чтобы оно было интересным и актуальным? Какие конкурсы объявить? Жаркие споры о рубриках, о том, что печатать на первой и второй страницах, в передовицах и “подвалах” не смолкали на большой перемене и продолжались после уроков. Ведь газетный материал должен быть кратким и емким, точным и образным, каждое слово, каждое предложение обязано не только нести проверенную информацию, но и поражать читателя самобытностью, оригинальностью формы и содержания. Никаких привычных газетных штампов. Вот хлёсткие, запоминающиеся заголовки, пожалуйста! сколько угодно! Как мы лелеяли первый выпуск газеты, второй…Как старались соблюсти все критерии оценивания, участвуя в первом районном конкурсе школьных изданий! Старания были не напрасны- I место!

Но ребята не останавливаются на достигнутом, изучают опыт своих сверстников, участвуя в различных конкурсах по журналистике, заглядывая в Интернет, просматривая телевизионные детские передачи разных уровней, сотрудничая с местными газетами “Возрождение Алдана”, “Алданский рабочий”. Так, в 2006 году в ходе подготовки к юбилею гимназии силами гимназистов выпущена спецстраница в районной газете “Возрождение Алдана”, с редактором которой у нас очень тесные связи: Жукова О.В., член Союза журналистов России, часто встречается с гимназистами, рецензирует наши газеты.

Отрадно заметить, что к каждому выпуску газеты юнкоры относятся очень ответственно: тщательно отбирают материал, героев будущих сюжетов, разнообразят жанры, поднимают проблемы, продумывают до мелочей дизайн, макет, цвет и свет, на сто рядов пересматривают фото, видеоархив. Налажена тесная связь с психологом, медиком, которым отведены специальные рубрики “Намотай на ус”, “Здоровячок”. Цветная, содержательная, читабельная, газета нравится всем: и детям, и родителям. 60 респондентов из 70 написали, что газету читают в семейном кругу. Соцопрос выявил любимые гимназистами рубрики: “Гимназический заборчик”, “Гимназический календарь”. Особой популярностью пользуются спецвыпуски, посвященные выпускникам. В 2005 году газета “Гимназист” в конкурсе школьных изданий, проводившемся в рамках Всероссийского конкурса “Лучшие школы России”, за хороший иллюстративный ряд, оригинальную верстку и разнообразные рубрики получила Диплом II степени, в 2006 стала Лауреатом всероссийского конкурса “Больше изданий хороших и разных”.

“Гимназический калейдоскоп” – еще одно подразделение пресс-центра. Видеовестник, который полностью делается гимназистами, а руководители (Чмирь О.Б., Струговец А.Д., учитель информатики) лишь корректируют их действия и в целом направляют работу. Гимназисты являются и монтажерами, и операторами, и редакторами, и ведущими. Ребята составляют тексты, снимают и отбирают видеоматериал для новостей, готовят материалы из видеоархивов к различным мероприятиям, осваивают различные компьютерные программы для того, чтобы делать интересные и красивые заставки для новостей. Также многим нравится и работа с видеокамерой. Сейчас операторами работают ученики 8-х и 9-х классов: Челондаев Е., Деревянко Р. Готовят содержательные, интересные, широко освещающие гимназическую жизнь передачи ведущие “ГК”: Игнатьева Н., Лукьянов П. Монтируют видеоновости ученики 11 классов Брагин И., Грабарчук В., Чмирь Н. Работа в видео-центре не только интересна, но и полезна: здесь можно получить опыт работы с профессиональной видеокамерой, с различными компьютерными программами, фотоаппаратами, а также опыт общения с людьми, который обязательно пригодится в жизни.

Как незаметно летит время! Ушли те, с кем начинали, о ком с теплотой вспоминаем, с кем нам посчастливилось, действительно, сотрудничать, “содружествовать”, “сотворчествовать”: оптимистичный Иванов К., жизнерадостная Максимова Т., терпеливый Огнев Н. и неутомимый творец – Струговец М. Именно с ними мы начали выпускать и буклеты, сборники сочинений – они сами расширили свои функциональные обязанности.

Их заменила достойная смена: такие же энтузиасты, активисты -труженики, инициативные трудолюбивые ребята, способные покорить любые вершины: Афанасьева Е., Брагин В., Грабарчук В., Игнатьева Н., Литвинас А., Шавина Л., Чмирь О., Суриков В. и многие другие. Все они работают с воодушевлением и энтузиазмом, поэтому еще с большим желанием работаешь с ними сам. За три неполных года появились свои традиции. Во-первых, на страницах газеты, посвященной выпускникам, называется лучший в номинации “Журналист”, “Верстальщик”, во-вторых, на “Последнем звонке” мы готовим особое поздравление для заканчивающих школу и дарим им проспект по пресс-центру. Сейчас работаем над реализацией “голубой мечты” – создания районного журнала “ШАР” (школы Алданского района) и принимаем участие в Международном конкурсе школьных изданий.

Последний номер “Гимназиста” 52. Перевалило за 50. Много это или мало? Наверное, для школьного издания многовато (мы в районе самые старшие и старейшие), но, честно говоря, нам и в голову не приходит обрести хоть капельку солидности. Мы жизнерадостны, любознательны, неугомонны. Сколько бы номеров мы ни выпустили, стареть душой не собираемся. Будем стараться оставаться вечно молодой и красивой! И это не просто слова: ведь тот, кто ищет новые пути и делает неожиданные открытия, не стареет. А мы все время в поиске.

Если в прошлом учебном году мы познакомились очень близко почти с каждым классом нашей дружной гимназической семьи, узнали их интересы, увлечения, заповеди на страницах “Творческого портрета класса”, то в этом учебном году стали выпускать тематические приложения, например: по итогам I этапа конкурса “Суперчитатель года”, второй посвятили 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева.

В одном из номеров газеты мы сделали “интерактивный” уголок и обратились к читателю с небольшой анкетой. Мы попросили высказать мнение о названии газеты, о предпочитаемых рубриках.

Для некоторых пресс-центр становится первой ступенькой во взрослую жизнь – они решили стать или собираются быть профессиональными журналистами. В этом году в Московский гуманитарный институт телевидения и радиовещания поступила наша юнкор Удовенко Т., Игнатьева Н. награждена поездкой в Артек за победу в международном заочном конкурсе в номинации “Лучшая статья по проблемам молодежи”. Она тоже собирается поступать на журналистику.

Особые слова благодарности, признательности хочется сказать всем тем ребятам, кто столько труда, сил, времени, энергии, творчества вкладывают в наше детище.