Обобщающий урок по теме: "Решение логарифмических уравнений и неравенств"

Разделы: Математика


Цель урока: повторить теоретический и практический материал по теме “Логарифмическая функция”, подготовиться к контрольной работе и к ЕГЭ по теме.

Структура урока (из расчета 2 урока по 45 мин)

  1. Организационный момент.
  2. Повторение теоретического материала.
  3. Устная работа.
  4. Тест с кодированными ответами.
  5. Фронтальная работа - решение уравнений и неравенств.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Задания из ЕГЭ.
  8. Итог урока.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

Эпиграф: Потому-то словно пена,
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы (поэт Борис Слуцкий)

1. Организационный момент.

(Звучит классическая музыка перед уроком и на перерыве между уроками).

- Логарифмы – это все: музыка и звуки. С помощью логарифмов вычисляют высоту, т.е. частоту любого звука.

2. Повторение теоретического материала:

Дайте определение:

  • логарифма
  • логарифмической функции
  • логарифмического уравнения
  • области определения логарифмической функции.

Перечислите:

  • основные способы решения логарифмических уравнений.

3. Устная работа см. (приложение 1)

4. Тест с кодированными ответами см. (приложение2)

5. Фронтальная работа – решение уравнений и неравенств.

Построить график функции и перечислите её свойства.

 

Решить уравнения:

1. log5(x-2)=1

Ответ: х=7

2. log7 log3 log2 x=0 (Один ученик решает у доски с пояснением)

Ответ: х=8

3. log22+4х+3)=3 (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)

Ответ: х1= -5; х2=1

4. log22 -3х+1)=log2(2х-3) (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)

Ответ: х=4

5. log3(х+6)+log3(х-2)=2 (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)

Ответ: х=3

6. log2(1+х)+log3(-9-2х)=log23 (Один ученик решает у доски с пояснением)

Ответ: решений нет

7. log6( 6х – 8 – х2) - log6( 4х – 23)=0 (Решают самостоятельно)

Ответ: решений нет

8. log22х – log2х – 2=0 (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)

Ответ: x=4; x=1/2

9. (Один ученик решает у доски с пояснением)

Ответ: x=2, х=

10. 7= 4 (Решает полуустно)

Ответ:

11. x =8 (Решает учитель с помощью учеников)

Ответ: x=, х=2

12. logx(x2-4x+4)=1 (Решает учитель с помощью учеников )

Ответ: x=4

13. Решить неравенства:

а) log15(x-3)+log15(x-5)<1 (Решает ученик с пояснениями)

Ответ: 5<x<8

б) (Решает ученик с пояснениями)

Ответ: .

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

14. Решить систему уравнений

а)

Ответ: (15, 5)

б)

Ответ: (1; 9)

6. Самостоятельная работа (по индивидуальным карточкам) (см. (приложение 3)

7. Задания из ЕГЭ:

Задание 1А

Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

log4(x-5)=log255.

1) (-4;-2), 2) (6; 8), 3) (3; 6), 4) (-8;-6).

Ответ: 3.

Задание 2А

Решите неравенство

.

1) , 2) , 3)(-10; 20), 4) (0,1; 20).

Ответ: 3.

Задание 3А

Найдите решение[x0; y0] системы уравнений

и вычислите значение разности x0 -y0.

1) 3; 2) 4; 3) 1; 4) 0.

Ответ: 2.

8. Итог урока

Мы сегодня обобщили свойства логарифмической функции, применяли различные методы логарифмических уравнений и неравенств. Показали свои знания и умения по теме. За сегодняшний урок я ставлю следующие оценки:

9. Домашняя работа

(По индивидуальным карточкам (28 вариантов) и “Логарифмическая комедия”).

  • Логарифмическая комедия (на приз Непера).
  • “Комедия” начинается с неравенства , бесспорно правильного. Затем следует преобразование ,тоже не внушающее сомнения. Большому числу соответствует больший логарифм, значит.

После сокращения на имеем 2>3.

В чем ошибка этого доказательства?

В заключение урока Мязитова Рамиля прочтет вам стихотворение американского математика Мориса Клайна

“Музыка может возвышать или умиротворять душу

Живопись – радовать глаз,

Поэзия – пробуждать чувства,

Философия – удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни,

А математика способна достичь всех этих целей”.