Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе и философии

Разделы: История и обществознание


Тема: “Глобальные проблемы человечества”.

Цель:

1. Дать представление о глобальных проблемах человечества.
2. Формирование умений работать в группах.
3. Воспитание ответственного отношения к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества.

Задачи урока:

1. Сформулировать основные проблемы современности.
2. Познакомить с разными классификациями.
3. Продолжить работу по формированию умений вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
4. Воспитывать у учащихся ответственности к своему образу жизни для понимания своего будущего.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Данный урок можно проводить в курсах обществознания и истории в 11-м классе и философии, но с учётом возрастных особенностей и уровнем сложности.

Материалы, используемые на уроке, содержит информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан с жизнью, что делает его актуальным в формировании личности старшеклассника.

Вопросы, которые заданы во время урока, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер. Задания выполняются в группах.

Актуальность поставленных проблем должна способствовать личному отношению к данной теме и задуматься над собственным образом жизни, поведением и возможностью решить эти проблемы.

Оборудование урока: политическая карта мира; мультимедийный проектор; глобус.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Когда умрет последний человек,
Никто о нём жалеть не будет.
Лишь только дождь, а может, вьюги
Ноги его укроет след.

Не будут выплаканы слёзы,
И некому поставить крест
И не раздастся звон окрест –
Лишь только воздух заморожен.

Никто не вспомнит добрым словом –
Лишь только крик прощальный птиц.
И не увидеть больше лиц.
А эхо вторит ветра зову.

И перезолотеет век;
И мир накроет Солнца тень.
Каким он будет, этот день?
Кто будет тот последний человек?

На экране слайды-сюжеты на тему “Последствия глобальных катаклизмов”.

Учитель: Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. Какой русский ученый высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? (Вернадский В.И.). Это, по его мнению, позволяет ставить вопрос о перестройке биосферы, в результате которой она становится ноосферой – сферой деятельности разума.

В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) (Показывает по карте). Этот факт во многом подтверждают события, происходящие в России и мире в последние десятилетия.

И что же, выхода нет? Отнюдь. Сегодня, работая в группах мы с вами разберемся с теми проблемами, которые стоят перед человечеством, а также попробуем предложить пути их решения. Итак, тема сегодняшнего урока “Глобальные проблемы человечества”. Используя ваши знания по различным предметам, назовите их.

Ответы учащихся:

– угроза экологического кризиса;

– проблема войны и мира в современных условиях;

– проблема бедности и богатства;

– демографическая проблема;

– проблема международного терроризма;

– проблема здоровья (СПИД);

– проблема глобализации экономики и мировых финансовых кризисов.

Учитель:

Что такое проблема? (Какое-то несоответствие; теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.)

– Что даёт возможность называть их (проблемы) глобальными?

– Что означает слово “глобальные”? (В переводе с лат. “глобус” – Земля, земной шар).

Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера:

  • глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;
  • острота проявления;
  • комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
  • общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
  • особенность предопределять в тех или иных аспектах для дальнейшей истории человечества;
  • возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества всех стран и этносов.

Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Кто же решает эти проблемы сегодня? Назовите эти международные организации.

ООН и её специализированные учреждения: Генеральная Ассамблея ООН; Совет Безопасности ООН; Международный суд ООН; ЭКОСОС; Управление верховного комиссара по вопросам беженцев; Детский фонд ООН; МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ

Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.

I

II

III

Проблемы, связанные с социальными общностями человечества. Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды. Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом.
– Давайте определим названные проблемы по этим группам
(Работа с классом).
Предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами. Экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства… Использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности.

А вот по типологии Б.Н. Савченко выделяется пять основных ядер-фокусов:

1. Безопасность.
2. Развитие.
3. Сохранение естественных основ существования.
4. Справедливость.
5. Взаимопонимание между различными культурами.

Здесь задается набор элементов совокупности глобальных проблем: за каждым из них стоит своя совокупность глобальных изменений, свои конкретные носители альтернативных позиций по выбору, стратегий преодоления разрывов в деятельности, вызванных этими изменениями. В этой системе может быть проведён анализ любой из выделенных ныне глобальных проблем: разоружения, загрязнения окружающей среды, роста населения планеты и других.

Задания в группах:

1. Выбрать одну из глобальных проблем.
2. Проследить динамику развития выбранной проблемы.
3. Представить пути решения этой проблемы.

Работа в группах

Выступления от групп.

Итоговая беседа.

– Итак, кто еще несет ответственность за решение проблем, которые стоят перед человечеством?

– У Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова: Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”.

– Какими качествами должен обладать каждый житель нашей планеты?

* Быть профессионалом в какой-то области.
* Иметь широкий кругозор, уметь применять знания из других областей.
* Обладать гибкостью мышления, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.
* Быть нравственным человеком.

Домашнее задание: Составить мультимедийную презентацию по волнующей вас глобальной проблеме.