Изготовление экспонатов в технике акварельного подкрашивания

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Представленный материал разработан в помощь педагогам дополнительного образования, учителям начальный классов, родителям, а так же для детей, самостоятельно изучающих и интересующихся вышиванием.

Суть данной техники состоит в следующем:

на ткань, выбранным методом, наносится рисунок. Готовое изделие расписывается акварелью, в технике свободной росписи.

При использовании данных рекомендаций возможно:

  • самостоятельно изучить и освоить технологию акварельного подсвечивания;
  • расширить знания в области современного дизайна;
  • вовлечь детей и взрослых в творческий процесс изготовления вышитых изделий, изделий, которые украсят дом, класс.

Данная идея была разработана самостоятельно в процессе работы с детьми на занятиях по вышиванию. Значительное влияние на формирование предложенной техники оказало знакомство с современными тенденциями декоративно-прикладного творчества, где в последнее время много уделяется внимания этническим мотивам, экологической тематике. Окружающая нас природа, пейзажи, растительный и животный мир, то, что любой ребенок видите, делая первые шаги – это главная тема, которую использую в своих работах.

Предлагаемая техника прошла все стадии экспериментальной работы. От формирования технологической цепочки, приемов работы, составления соответствующих эскизов до многократного апробирования на занятиях. Эксперимент проводится в течение двух учебный лет, отбирались оптимальные методы и формы обучения, совершенствовалась технология изготовления экспонатов, их оформление.

Проводя рефлексию после каждого этапа работы, отметила, что, применяя данную технику, дети активнее принимают участие в создании или подборе эскиза, охотнее применяют раннее полученные навыки при работе над экспонатом.

Практически каждый ребенок, который получил только первоначальные навыки вышивания, может пользоваться данной техникой, получить конечный результат – интересную, логически завершенную работу.

Представленный метод стал значимым для творческой деятельности, так как дал не только высокие показатели успеваемости, но и высокую результативность. Экспонаты, изготовленные детьми в технике акварельного подсвечивания, четыре года подряд удостаивались дипломами краевых выставок прикладного творчества, являлись победителями различных выставок районного значения.

Необходимо отметить, что данный метод является достаточно экономичным. Требует минимум материальных и временных затрат, применим в любой стадии обучения, не зависимо от возраста.

Технология изготовления экспонатов
в технике акварельного подсвечивания

 Добрых рук мастерство. Вступительная беседа

Вышивание – увлекательный, творческий труд, который может принести много радости, заполнить досуг, введет в мир прекрасного. Искусство вышивания имеет многовековую историю и является едва ли не самым распространенным видом любого народного творчества.

Для него не нужны сложные приспособления, а ткань, нитки всегда найдутся в любом доме. Традиции вышивального искусства постоянно находятся в развитии. История русской вышивки имеет многовековые традиции. Вышитая одежда, предметы быта доносят до нас представления о жизни, о природе, о людях, их мечтах и фантазиях.

Вещи изнашивались, но старинные традиции, изменяясь, воплощались вновь и вновь. Мастерство передавалось от матери к дочери, от бабушки к внучке. Из “рук в руки”, из поколения в поколение, совершенствовались удачи и находки в творчестве одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все несовершенное, оставляя самое ценное и высокохудожественное вышивание является истинно народным искусством. В нем сочетается гармония прекрасного и полезного. Обыденные вещи превращаются в произведения искусства.

Всегда и везде жизнь человека связана с природой, с окружающим его миром. Природа всегда служила источником вдохновения и предоставляла материалы для труда, творчества. Ткань, краски, нитки – все это даровала природа. В умелых руках все это превращается или в обыденную вещь или в уникальное произведение. “От добрых рук ничего не уходит” – говорит народная пословица.

Очень многие сейчас хотят украсить свой дом красивыми, современными вещами. Мебель, посуда, ткани, одежда, все, что окружает современного человека в повседневной жизни, не только служит ему, но и воспитывает вкус, влияет на настроение, помогает в учебе и труде. Очень важно чтобы эти предметы были выполнены со вкусом и несли хорошее настроение, радовали взор.

“Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства” – учит народная мудрость. Любая незатейливая вещь в умелых руках превращается в чудо. Ни какая самая современная машина не сможет наполнить ваше творение любовью, согреть и влить искорки драгоценного мастерства.

В наш век стремительного технического прогресса и ускоренных темпов жизни люди по-прежнему тянутся к искреннему, непосредственному, к глубоко человеческому.

 Материалы и инструменты

Для выполнения работы в данной технике требуется стандартный набор материалов и инструментов, в который входит: ткань, нитки, ножницы, пяльцы, иглы. Для подкрашивания потребуется акварельная краска, соль, кисти.

Ткань. Материал для вышивания следует выбирать белого цвета, так как в дальнейшем, процессе подкрашивания, это повлияет на основной фон изделия.

Лучшей тканью является хлопчатобумажное полотно: бязь, ситец, мадаполам. Такие ткани имеют полотняное переплетение, которое является самым простым. Они имеют достаточную прочность, малонатяжимы и дают небольшую усадку. Лицевая и изнаночная стороны у них одинаковые.

Вышивальщицы, имеющие большой опыт могут воспользоваться шелковой тканью, как из натуральны, так и из синтетических (вискоза, ацетатный шелк, креп-сатин и т.д.). Следует отметить, что для работы в данной технике, абсолютно не годятся крупноструктурные ткани.

Нитки. Для выполнения вышивки с акварельной подсветкой могут быть использованы различные нитки: мулине, льняные, бумажные мерсеризованные, ирис, шелковые, шерстяные, кашмилон, лавсан, капрон. Наилучшим вариантом для рассматриваемого случая, является использование ниток “мулине”. Они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность.

Моток ниток раскрывают и разрезают. Он состоит из 14 пасм, в каждой из которых 6 тонких нитей. Для удобства вышивания нитки перематывают в клубки или на полоски картона. Не следует заплетать нитки разного цвета в косы. В этом случае нитки одного цвета в сочетании с нитками другого цвета приобретают иной оттенок, что затрудняет подбор их при вышивании.

Нитки, которые выбраны для вышивки, должны быть крепкими, равномерно окрашенными и устойчивыми к свету и воде. Прочность окраски можно проверить, выложив образец на солнце или проутюжить мокрый образец на белое полотно горячим утюгом. Если нет цветного следа, то нитки пригодны для работы.

Краски. Для работы в технике акварельного подсвечивания необходимы краски. Так как подкрашивание производится по вышитому изделию в технике свободной росписи, то для данной работы пригодны любые акварельные художественные краски типа “Нева”, “Медовые” – они имеют яркий пигмент и достаточно стойки к выцветанию на солнце состав.

Соль. Техника свободной росписи по ткани является самым простым видом росписи. Перенасыщенный солевой раствор поможет наименьшему растеканию акварели на ткани. Для работы пригодна любая очищенная поваренная пищевая соль типа “Экстра”.

Пяльцы. Необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольными или круглыми, очень удобны для работы деревянные пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20–40 см., входящих один в другой.

Иглы для вышивания лучше брать короткие с длинным ушком (вышивальные № 1 и № 2). Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, шелк, батист) нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов оставляют отверстия на ткани, что сказывается на качестве работы.

Ножницы для работы хорошо иметь двух видов. Большие для отрезания ткани. Маленькие – для обрезания нити.

Сантиметровая лента или линейка необходима для определения точных размеров изделия.

Для перевода рисунка на ткань необходимы копировальная бумага и карандаш.

Кисти используются для работы с акварельными красками. Лучше использовать беличьи, колонковые кисти от №1 до №6. Кисть должна быть упругой и мягкой.

Утюг для обработки вышитых изделий.

Основные приемы работы

Перенос рисунка на ткань

Предварительно поглаженную, чистую ткань, расстилают не гладкой поверхности (столе, доске), следя чтобы не было перекоса ткани по нитям основы и утка. Далее накладывают копировальную бумагу жирной стороной к ткани. Следующим накладывают эскиз, закалывая булавками. Рисунок переводят карандашом. После того, как закончили копирование эскиза, проверяют качество отпечатка и откалывают булавки.

Закрепив рабочую нить на ткани, можно приступить к работе. Начинающим рекомендуется потренироваться в выполнении швов на отдельном куске ткани. Основными швами, которые используются в работе, являются контурные швы. Из данной группы наиболее удачными для исполнения являются стебельчатый и тамбурный швы.

Закрепление нити на ткани

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков, закрепляется нить на лицевой стороне. Для работы следует брать четное число нитей, отделяя от камсы их по одной. Нити складываются вместе и вдевают в иглу двумя концами <рисунок 1>. На конце должна образоваться петля.

Рис.1

Иглой с ниткой делают маленький прокол на ткани, вытянув нитку не до конца. В петлю продевают иглу и затягивают ее <рисунок 2>.

Рис.2

Рабочую нить можно закрепить иначе, если количество нитей нечетное. Сделав маленький стежок на ткани, нитку вытягивают, оставив на поверхности небольшой кончик <рисунок 3>, который прикрепляют к ткани вторым маленьким стежком, располагая перпендикулярно первому. Лишний конец отрезают. Место закрепления закрывают стежками вышивки.

Рис.3

В конце вышивки рабочую нитку закрепляют на изнанке, пряча ее под вышитые стежки <рисунок 4>.

Рис.4

Виды швов

Для изготовления изделия в технике акварельного подсвечивания используются швы, выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру. К данной группе относятся: простейшие швы и Гладьевые.

Простейшие швы:

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов <рисунок 5> представляет собой ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнить в направлении слева направо от себя. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой проводят с изнаночной стороны на себя и выводят у середины предыдущего стежка слева. Выполняя второй стежок, делают прокол в ткани выше первого стежка, а выводят иглу у середины второго стежка с левой стороны. Таким образом, шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки движением от себя. Каждый стежок при этом выходит вперед на половину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны. Менять направление нитки нельзя, мак как нарушается структура шва.

Рис.5

Тамбурный шов

Тамбурный шов <рисунок 6> представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Выполняется движением иглы к себе. Следует сделать так, чтобы петельки шва имели округлую форму. Закрепление нитки может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нить укладывают петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводят в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону.

Рис.6

Наиболее опытные вышивальщицы могут использовать в своей работе приемы вышивания гладью.

Гладьевые швы:

Гладьевые швы – сплошное заполнение стежками плоскости рисунка, нанесенного на ткань. По характеру стежков она бывает односторонней или двусторонней, с настилом и без него.

Гладьевой шов с настилом

Техника не является сложной, но требует аккуратности. В начале обшивают нужный контур рисунка мелкими стежками. Затем кладут “настил”, который представляет собой ряды швов, заполняющие пространство внутри рисунка. Следующий этап – положение гладьевых стежков <рисунок 7>. Важно чтобы была соблюдена точность и ровность линии. Стежки прилегают друг к другу очень плотно, первый слой нити должен быть незаметен.

 

Рис.7

Легкая гладь

Легкая гладь – один из наиболее быстрых и простых приемов. Вышивка односторонними стежками без настила, выглядит как штрихи, близко расположенные друг к другу.

Выше перечисленные приемы вышивания возможно использовать при выполнении работ с акварельной подсветкой. Выбрав наиболее подходящий эскиз, подготовив инструменты, материалы, можно приступить к работе. При освоении приемов вышивания может не все сразу получиться, мак как данное занятие требует усидчивости, внимания и аккуратности.

Изготовив вышитую композицию, необходимо придать ему законченный вид.

Обработка вышитых изделий

Как правило, работая со светлыми тканями, изделие загрязняется: остается след от копировальной бумаги, от пялец. Необходимо вышитое изделие выстирать. Сделать это нужно осторожно, в теплой мыльной воде, хорошо прополоскать. Отжать и завернуть в махровое полотенце или любую хлопчатобумажную ткань на несколько минут. Утюжить следует с изнаночной стороны во влажном состоянии. После утюжки изделие должно лежать в развернутом виде пока не остынет.

Данную процедуру следует производить в домашних условиях.

 Акварельное подсвечивание

Акварельное подсвечивание является одной из разновидностей росписи по ткани, но в более упрощенном варианте. Данная роспись является свободной, так как не требует прорисовки четко ограниченных контуров.

Выполнив вышитую композицию, можно притупить к следующему этапу – подсвечиванию.

Ткань с рисунком “просаливают”. Предварительно готовят насыщенный раствор поваренной соли, опускают изделие, отжимают и слегка просушивают. “Просаливание” производят для того, чтобы при окрашивании замедлить растекание красок.

Готовую к работе ткань следует запялить или натянуть на подрамник. Акварельные краски приготовить к работе. Пробные мазки следует производить на отдельном кусочке ткани.

Подбор основного тона должен соответствовать композиционному решению. Насыщенность тонального решения рекомендуется производить включая не более 2–3 цветов. Следует учесть, что при высыхании ткани тональная насыщенность уменьшается.

Роспись композиции удобнее всего начинать с центра, так как ткань при намокании растягивается и может провисать или деформироваться. Если ткань смочить, то получатся плавные переходы от тона к тону.

Расписав изделие, его необходимо просушить и отутюжить с изнаночной стороны. Оформить раму.

Фотографии экспонатов представлены в приложениях 1, 2, 3.

Литература

  1. “Рукоделие”. Малеванная Т.В., 1992 г.
  2. “Добрых рук мастерство”. Богусловская В.И., 1993 г.
  3. “Иголка – волшебница”. Емельяненко Т.И., 1988 г.