Занятие для учащихся по теме: "Наркотики – это реально?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: активизация внимания учащихся к проблеме употребления ПАВ, осознание свободы выбора в формировании своего будущего.

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся по вопросам употребления ПАВ (причины, отрицательные стороны, вторичная выгода).
  • Обобщить способы преодоления проблем и стрессовых ситуаций
  • Формирование позитивного образа будущего

Оборудование:

  • индивидуальные листы для упражнения “Наркоманы – особые, особенные или…” (по количеству участников);
  • ксерокопия высказываний различных людей в чате по теме “наркотики” [3] – по количеству участников;
  • листы с нарисованным солнышком – один лист на парту

Оформление доски:

На центральной части доски – тема, под ней надпись:

Наше будущее ? Психоактивные вещества

(сигареты, алкоголь, наркотики)

На левом развороте доски написаны качества личности (для упражнения “Наркоманы - особые, особенные или…” [1])

На правом развороте – таблица, которая заполняется по ходу занятия. В таблице 3 столбца: “каковы отрицательные моменты употребления ПАВ” “выгода от употребления ПАВ”, “чем заменим”.

Категория учащихся: ученики 9-10-х классов.

Ход занятия

1. Оргмомент

Приветствие

Объявление темы занятия – зачитывается письмо подростка Яны, 14 лет [3]

“Все взрослые ужасные ханжи. Они никогда не говорят правду до конца. И всё время думают, что правы. Я очень много слышала о наркотиках от педагогов и наркологов, которые приходят в школу, из книжек, которые пишут для нас, подростков, кстати, те же взрослые… Но никогда, никогда не слышала всей правды. А правды в том, что наркотики всегда интересовали людей, и всегда будут интересовать.

И разве нельзя написать какую-нибудь книжку, где всё будет спорно, где будут разные мнения, и у каждого будет право выбора, какое мнение иметь, и что делать, когда эти самые наркотики приходят в твою жизнь. Как к ним относиться, что с этим делать. И в этой самой книжке дать сказать абсолютно всем, и не тыкать пальцем, что вот ты прав, а ты нет”.

Ведущий настраивает подростков на откровенный разговор по заданной теме.

2. Упражнение “Что между нами общего”

Вед.: “Ребята, я думаю, вы согласитесь со мной, что в каждом человеке есть какие-то особенности, но есть в нас и то, что нас объединяет. Это может быть все, что угодно: черты характера, общие даты, увлечения и т.д. Сейчас в парах найдите несколько любых общих признаков” То же самое задание выполнить, объединив ребят в четвёрки, по рядам.

3. Упражнение “Наркоманы - особые, особенные или…” [1, с.166]

Вед.: “Это здорово, что между нами так много общего, но у каждого есть свои особенности”.

Ведущий просит кого-то из присутствующих выступить в роли помощника (если участников более 10 человек, то ассистентов должно быть двое). Каждый из участников получает лист (Приложение 1), где перечислены различные черты характера. Ведущий предлагает отметить “+” три положительные и “-” три отрицательные черты, которые характеризуют личность участника.

После того как задание выполнено, все листы собираются помощниками, перетасовываются и вновь раздаются участникам. Ведущий предлагает отметить кружочком шесть черт, которые, по мнению участников, характеризуют личность наркомана. Кружок можно ставить напротив тех черт, которые уже были отмечены ранее другими значками.

Все листы сдаются помощникам. В течение 10 минут помощники отмечают на левом развороте доски ответы участников: те черты, которые участники отметили, как присущие им, подчёркиваются. Номера тех черт личности, которые характеризуют наркоманов, обводят кружочком.

Во время работы помощников участники читают ксерокопии высказываний различных людей по теме “наркотики” [3].

После того, как помощники выполнили работу, ведущий предлагает подсчитать число совпадений и обсудить причины этих совпадений. Могут быть предложены следующие вопросы для обсуждения:

Можно ли считать, что потребителями ПАВ становятся люди с особенными чертами характера, не присущими всем остальным?

Какие качества характера могут выполнять роль антинаркогенного барьера?

Можете ли вы утверждать, что приобщение к ПАВ вам не грозит и данная проблема для вас неактуальна?

Почему люди начинают употреблять ПАВ, каковы отрицательные последствия, какую выгоду имеют люди, употребляя эти вещества?

4. Работа с таблицей

В ходе обсуждения ведущий заполняет первый и второй столбцы таблицы на правом развороте доски:

Заполнение таблицы:

Каковы отрицательные мменты употребления ПАВ Выгода от употребления ПАВ Чем заменим
Потеря здоровья Снять стресс, напряжение, расслабиться Купание, прогулка, хобби, спорт и т.д.
Разрыв отношений с близкими Казаться более взрослым, крутым, авторитетным Участие в общественной жизни класса, школы, достижение успехов в какой-либо деятельности
Общественное порицание Для общения Быть самому интересным собеседником, а для этого: чтение книг, хобби, посещение групп по развитию коммуникативных навыков
Вовлечение в криминальные группы, совершение противоправных поступков Чтобы повысить настроение Послушать музыку, пообщаться с друзьями

5. Работа в парах “Мои ресурсы”.

Ведущий предлагает обсудить в парах варианты решения возникающих у подростка проблем, являющихся причинами употребления ПАВ. Все возможные способы решения указать на лучах солнца в выданных листах (Приложение 2). Затем проводится общее обсуждение, во время которого ведущий заполняет третий столбец таблицы на правом развороте доски. Внимание ребят акцентируется на альтернативе употребления ПАВ. Подростки подводятся ведущим к решению стереть на центральной доске вопросительный знак и поставить знак “не равно”.

6. Заполнение анкеты (цель – создание позитивного образа будущего)

Вед. “И в завершении нашей работы прошу вас заполнить анкету. Предлагаю подключить ваше воображение и представить общество будущего, в котором нет сигарет, алкоголя, наркотиков. В котором людям просто не нужны эти вещи, т.к. решать свои проблемы они могут, не прибегая к психоактивным веществам.

Вы можете сказать, что такого не бывает и никогда не будет.

Когда Леонардо да Винчи чертил схемы летательных аппаратов, его соотечественники считали это чудачеством. Когда-то люди и подумать не могли, что будут такие вещи, как телевизор, подводная лодка. Еще 10 лет назад многие из нас не знали, что возможна другая связь, кроме телефонной и радиосвязи. А сейчас у каждого сидящего здесь есть сотовый телефон.

Кто знает, как изменится наше будущее? Есть множество вариантов, по которому человечество может пойти. Оно может пойти по пути самоуничтожения. Я предлагаю вам подумать о лучшем варианте развития, когда люди осознают весь вред сигарет, алкоголя, наркотиков и откажутся от них.

Ответив на вопросы анкеты, мы сможем увидеть, каким вам кажется это общество, каким будет в нем строй, что будет развиваться в стране, на что будет направлено обучение в школе, и, наконец, чем люди заменят ставшие ненужными психоактивные вещества?”

7. Подведение итогов

8. Дальнейшая работа с анкетами (Приложение 3)

Результаты анкетирования представляются по каждому вопросу в обобщенной форме (в %). Предлагаю оформить результаты (кроме ответов на вопросы № 6,7) с комментариями психолога на большом листе ватмана и повесить в доступном для педагогов и учащихся месте. Подобный анализ анкет вызывает огромный интерес и у учащихся, и у педагогов, и у родителей. Учащиеся убеждаются, что у них много единомышленников, что их точка зрения имеет право на существование. Взрослые видят, что ученики ставят перед собой позитивные цели, что у детей огромная потребность жить в счастливой и дружной семье (анализ ответов на вопросы № 10-11), что их волнует будущее.

В то же время подобное анкетирование дает информацию для дальнейшей работы психолога. Так, ответы на вопрос № 4,5,8 могут свидетельствовать об общей направленности коллектива учащихся. А ответы на вопросы № 6,7 дают “пищу для размышления” об отношении учащихся к школьным предметам и косвенно – об их отношении к преподавателю. Конечно, подобная информация спорна и должна использоваться психологом очень осторожно, но, если работа проводится в системе, то может служить отправной точкой для планирования просветительской работы психолога с педагогами.

Литература:

  1. А.Г.Макеева Не допустить беды: Пед.профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению - М.: Просвещение, 2003. – 191 с.
  2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб. программ /Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Изд-во “Образование - Культура”, 2003. – 384 с.
  3. Шаг за шагом от наркотиков: книга для подростков/ подготовлена и издана в рамках совместного проекта Центра профилактики наркомании и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) – СПб: “АМИР”, 2002. – 48 с.