Урок развития речи по теме: "В гостях у словарей"

Разделы: Русский язык


Цели:

Обучающая:

  • Повторить изученное по лексике;
  • Закрепить умение работать со словарями.

Развивающая:

  • Развивать умение открывать неизвестное в известном, навык работы в парах, группах.

Воспитательная:

  • Воспитывать уважение друг к другу.

 Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление, контроль)

Технология: игровая, информационная.

Оборудование: экран, компьютер, проектор.

Ход урока

I.Оргмомент

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок по теме… Какая тема мы узнаем позже. Мы поработаем в парах, в группах. У нас такие правила:

  • Слушаем.
  • Слышим.
  • Обсуждаем.

Вас оценивать будут эксперты-старшеклассники, а в группах у нас есть инспекторы, которые в конце урока должны будут оценить работу каждого представителя группы, затем каждый оценит свою работу на уроке.

II. Задание на ассоциации

Учитель: Я называю вам слово – правда. С чем оно у вас ассоциируется?

(ребята называют слова: ложь, истина и т.д.)

Можем ли мы это слово охарактеризовать с разных сторон (толкование, происхождение и т.д.)? Что же надо делать? (обратиться к словарям) Значит, чем мы с вами будем заниматься? (будем работать со словарями)

Итак, тема нашего урока: “ В гостях у словарей…” (учитель читает эпиграф А.Франса)

Учитель: А сейчас нам разные словари расскажут о слове правда.

III. Представление словарей

Ребята зачитывают информацию о слове правда в разных словарях:

  • толковый словарь Ожегова;
  • толковый словарь Даля;
  • словарь синонимов;
  • словарь антонимов;
  • морфемный словарь;
  • этимологический словарь;
  • фразеологический словарь;
  • орфографический словарь;
  • словарь афоризмов.

IV. Работа со словарями

Учитель: Итак, словари представили нам слово правда с разных сторон. Узнали ли вы что-нибудь новое для себя? А сейчас мы поработаем по словарям с другими словами.

Теперь работаем в группах, учитывается не только правильность, но и быстрота выполнения заданий.

Игра “Справочное бюро”

Задание: выберите слово, соответствующее лексическому значению.(группы вытягивают листочки со словами)

  • Колорит, компонент, комфорт, компромисс (составная часть чего-либо”).
  • Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать (“сплотить кого-либо для усиления деятельности).
  • Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция (“объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей”).

(группы выступают, эксперты оценивают их на доске)

Конкурс “Следствие ведут знатоки”

Учитель: Сейчас вы побываете в роли знатоков, вы должны будете определить, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.

(группы тянут листочки с заданиями)

Мать говорила: “Марш в угол!”

После войны я снимал углы, в самые худшие годы.

Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с верным.

(выступление групп, оценка экспертами)

Игра “Эрудит”

Учитель: А сейчас я вам хочу проверить вашу эрудицию, для этого предлагаю вам задание, требующее индивидуального решения.

Задание: раскройте значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г.Костомаров)

 Игра “Эстафета”

Учитель: Сейчас мы проведём эстафету, я приглашаю по одному представителю от группы, вы должны написать на каждой ступеньке лесенки слово. Правильность написания группы проверяют друг у друга:

1группа у 2-ой, 2-я у 3-ей, а 3-я у 1 группы. Эксперты оценивают работу групп. Далее все проверяют по слайдам на экране.

  • Стюарде_а, гри_аса, инте_генция.
  • А_ликация, су_огат, га_ерея.
  • Ко_ерсант, а_алогия, ветер_нар.
  • Стюардесса, гримаса, интеллигенция.
  • Аппликация, суррогат, галерея.
  • Коммерсант, аналогия, ветеринар.

Игра “Диктор”

Учитель: Скоро вы закончите гимназию, будете выбирать себе профессию.

Я предлагаю вам попробовать себя в роли диктора.

Задание: расставьте ударение, произнесите правильно.(10 сек)

Группы тянут слова, эксперты оценивают работу групп, результаты отмечают на доске.

  • Каталог, баловать, диспансер, камбала.
  • Ломоть, ракушка, хаос, цемент.
  • Щавель, договор, тефтели, партер.

Конкурс “Кто больше?”

Учитель: Ребята, сейчас мы его проведём конкурс. Каждая группа подбирает синонимы к словам, побеждает та группа, которая подберёт больше слов.

  • Грустить
  • Известить
  • Пугаться

(правильный вариант на слайде, оценка экспертов)

V. Рефлексия

  1. Оценка работы в группах, индивидуальная оценка.
  2. Определите, кем вы себя ощущаете? (лимон, муравей, бабочка)

VI. Итоги урока

  • Полезен ли был урок?
  • Чему научились?
  • Пригодятся ли вам полученные знания?

VII. Домашнее задание

Составить словарь объёмом 10-15 слов.

Тематика: 1) спортивный словарь; 2) словарь добрых слов; 3) словарь моих любимых слов.