Урок по теме "Виды предложений по цели высказывания". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Учащиеся смогут на уроке:

  • определить цель высказывания в предложении;
  • объяснить постановку знаков препинания в конце предложения;
  • самостоятельно строить предложения, разные по цели высказывания;
  • формулировать вопросы;
  • принимать коллективное решение.

Оборудование урока:

  • листы бумаги;
  • маркеры.

1. Мотивация.

Ребята, вы стали большими, перешли в среднюю школу. А вот к вашей первой учительнице пришли первоклашки. Она попросила нас помочь ей: рассказать первоклассникам о школе, составить правила, по которым им будет легче ориентироваться в школьной жизни и узнать, как им-то живется в школе, составив опросник. Давайте поможем ей. Для этого поработаем в группах.

(Класс разделен на 5 групп: две группы рассказывают о школе, две группы составляют вопросы для анкеты и одна группа разрабатывает правила жизни в школе). Работаем семь минут.

Результат работы всех групп на листках вывешивается на доску.

Вот, ребята, посмотрите на тексты, которые у нас получились.

Скажите, зачем мы составили каждый документ? (Первые два текста рассказывают о школе, второй и третий задают вопросы детям, а пятый предлагает правила для первоклашек)

Молодцы! Какая же единица языка помогла нам составить эти тексты? (Предложение).

А одинаковые ли эти предложения по своему виду? (Нет).

Чем же они отличаются друг от друга в каждом тексте? (У них разная цель).

Подчеркнутые слова выносятся на доску.

Ребята, так как же будет звучать тема урока? (Виды предложений по цели высказывания).

Записываем дату урока и тему в тетрадях.

2. Исследование.

Итак, можем ли мы сказать, сколько видов предложений перед нами? (Да. Три).

Что несет в себе каждый вид? (Сообщение, вопрос и пожелание, просьбу).

Это цели: цель сообщить информацию, цель задать вопрос и цель выразить просьбу.

Помещаем на доску эту информацию.

Давайте вместе предположим, какие виды предложений в соответствии с целью мы можем обозначить. (Повествовательное, вопросительное и (дети назвали) просительное).

Помещаем и эту информацию на доску.

Давайте сверим с учебником, все ли правильно.

(Выясняется, что предложения, которые несут в себе просьбу, называются побудительные, так как могут выражать еще и приказ).

Исправляем информацию на доске.

Скажите, а какие знаки препинания стоят в конце каждого вида предложения? (Точка, вопросительный знак и точка).

На доске в итоге получилась схема:

Какие же предложения называются повествовательными, вопросительными и побудительными?

Физкультминутка. Работа с табличкой для отдыха глаз.

3. Применение.

На доске записаны предложения:

Мы помогаем Бэле Владимировне.

Первоклассники пришли в школу.

Они будут стараться.

Какие предложения записаны? (Повествовательные).

Переделайте предложения так, чтобы они стали побудительными и вопросительными.

В тетрадь записываются переделанные предложения.

(Например: Сможем ли мы помочь Бэле Владимировне. Помогите Бэле Владимировне).

Как у нас получились вопросительные предложения? (Мы добавили вопросительное слово, поставили знак вопроса и изменили интонацию).

Как получились побудительные предложения? (Мы изменили форму глагола).

Чем эти предложения отличаются от повествовательных? (В них выражена просьба, приказ).

Вам предлагается цифровой диктант.

Я буду читать вам предложения, а вы, не записывая их, будете ставить только их номер, определенный мной:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные (на доске)

Кто сделал уроки?

Сегодня шел дождь.

Катя, сходи за журналом.

Сколько вам, дорогой друг, лет?

Семеро одного не ждут.

Ирина, принеси воды.

(В тетрадях: 213213).

А теперь поработаем с текстом. Озаглавьте текст. Запишите, вставляя недостающие буквы и знаки препинания. Определите, какие предложения здесь использованы. (Тексты разложены на партах).

Кто этот коренастый, богатырского сложения человек с поседевш.. бородой Что делает он в чащ.. леса Почему так внимательно оглядывает деревья и кусты Это, похоже, старый лесник Он так сроднился с могуч.м лесом, стар..ми пнями и седым мхом, что и сам кажется хозяином дремуч..й чащ.. .

Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон, достает блокнот и делает поразительно меткую, мастерскую зарисовку, своегорода “портрет дерева” Нет, это не лесник Подумайте, кто это Это художник Иван Иванович Шишкин, певец и подлинный знаток русского леса.

Какова роль вопросительных предложений? (Вопросительные предложения помогают автору создать образ художника. Мы сразу видим, с чего начинал И.И.Шишкин писать свои картины).

4. Рефлексия.

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Для какой цели используется каждый из видов?

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложений каждого вида?

5. Домашнее задание.

Напишите, пожалуйста, дома сочинение на тему: “Наша школа” или “Мой класс”, используя все виды предложений.