Цели. Обобщать и закреплять знание детей, полученные ими при изучении темы, нумерация чисел первого десятка; познакомить с терминами “сложение”, “вычитание”; учить писать цифру 1. Развивать логическое мышление; воспитывать уважение друг другу.
Оборудование: Карточки с примерами, рисунок “Лесенки”, образец цифры 1, карточки “Девочки с шарами”.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Устный счет.
- Счет до 10 и обратно.
- Назовите самое большое число (10).
- Назовите самое маленькое число (0).
- Какое число идет при счете после 5? Перед числом 6? 10?
- Учитель показывает карточки и спрашивает: 2+2. 4+3. 6-5. 8-4. 7+3. 9-1. 3+4. 10-6. 6+3. Дети говорят только ответы.
IV. Повторение пройденной темы.
- Скажите, какую тему мы вчера прошли на уроке?
- Сейчас я покажу вам карточки, а вы все вместе будете читать хором 0+2=2. 5+0=5. 9+0=9. 4+0=4. 7+0=7.
Далее рассматриваются остальные рисунки и числовые выражения, и делается вывод о том, что, если к числу прибавить нуль, получится то же число; если к нулю прибавить число, то получится число, которое прибавляли.
V. Изучение нового материала.
Используется игра “ Лесенка”
Поднимаясь по “ Лесенке” дети повторяют, что если к числу прибавить 1, то получится следующее за ним число. Спускаясь по лестнице, дети повторяют, что если число уменьшить на 1, то получится следующее число.
- Физкультминутка
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час
Раз, два, три, четыре, пять-
Мышки дернули за гири
Тут раздался страшный звон
Побежали мышки вон.
VII. Продолжение темы. Работа по учебнику.
-Посмотрите внимательно на столбики примеров, записанные в учебнике с.49.
-Что заметили?
Далее учитель может спросить детей о том, какой знак показывает, что число увеличили; какой знак показывает, что число уменьшили ( +,- )
- Знак “ +” указывает также на то, что мы должны выполнить арифметическое действие, которое в математике называется “сложение”
- В каком столбике примеры на сложение?
- Как узнали?
- В каком столбике примеры на вычитание?
- Как догадались?
Самостоятельная работа. Решение примеров из задания №1.
- Физкультминутка. Игра “День и ночь”
- Подготовка к письму и письмо цифры 1.
Вступительная беседа учителя.
Кто знает, откуда появились числа? Вам трудно ответить на вопрос, поэтому я расскажу вам эту историю.
Давным-давно числа записывались по-другому. В Египте, например, числа первого десятка обозначались количеством палочек: так, число 3-///, число 5-\\\\\, а число 10-подковой. Греки и славяне цифры обозначали буквами, но, чтобы не путать их с обычными буквами, над ними ставили знак-в-1, б-2. Запись числа несколькими цифрами была принята в Индии, потом ее переняли арабы, и от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем наши цифры арабскими.
- Сегодня на уроке мы будем писать цифру 1. На доску вывешивается увеличенный образец цифры.
- На что похоже цифра1? ( Высказывание детей)
- А вот С.Я. Маршак написал о единице так:
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
- Из каких элементов состоит цифра 1?
Далее учитель показывает на доске, как пишется цифра 1, затем учащиеся прописывают цифру в воздухе, после этого обводят по точечным контурам и начинают писать в тетрадях цифру самостоятельно.
- Физкультминутка.
- Работа с карточками. Задание: Помоги девочкам найти свои шары (по количеству в классе даются карточки, учитываются индивидуальные способности учащихся).
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Оттого и потолстел.
Можешь пальцы сосчитать;
Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять-
Десять пальцев, пара рук-
Вот твое богатство друг.
- И так, мы нашли девочкам шары.
- Сколько у девочек шаров?
- На сколько “больше” шаров у правой девочки?
- На сколько “меньше” шаров у левой девочки?
- Итог урока.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что нового мы узнали на уроке?
- Дети коротко повторяют материал.