Тема урока: "Сложение и вычитание в случаях вида … + 1, … – 1. Письмо цифры 1"

Разделы: Начальная школа


Цели. Обобщать и закреплять знание детей, полученные ими при изучении темы, нумерация чисел первого десятка; познакомить с терминами “сложение”, “вычитание”; учить писать цифру 1. Развивать логическое мышление; воспитывать уважение друг другу.

Оборудование: Карточки с примерами, рисунок “Лесенки”, образец цифры 1, карточки “Девочки с шарами”.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Устный счет.
  1. Счет до 10 и обратно.
  2. Назовите самое большое число (10).
  3. Назовите самое маленькое число (0).
  4. Какое число идет при счете после 5? Перед числом 6? 10?
  5. Учитель показывает карточки и спрашивает: 2+2. 4+3. 6-5. 8-4. 7+3. 9-1. 3+4. 10-6. 6+3. Дети говорят только ответы.

IV. Повторение пройденной темы.

- Скажите, какую тему мы вчера прошли на уроке?

- Сейчас я покажу вам карточки, а вы все вместе будете читать хором 0+2=2. 5+0=5. 9+0=9. 4+0=4. 7+0=7.

Далее рассматриваются остальные рисунки и числовые выражения, и делается вывод о том, что, если к числу прибавить нуль, получится то же число; если к нулю прибавить число, то получится число, которое прибавляли.

V. Изучение нового материала.

Используется игра “ Лесенка”

Поднимаясь по “ Лесенке” дети повторяют, что если к числу прибавить 1, то получится следующее за ним число. Спускаясь по лестнице, дети повторяют, что если число уменьшить на 1, то получится следующее число.

  1. Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час
Раз, два, три, четыре, пять-
Мышки дернули за гири
Тут раздался страшный звон
Побежали мышки вон.

VII. Продолжение темы. Работа по учебнику.

-Посмотрите внимательно на столбики примеров, записанные в учебнике с.49.

-Что заметили?

Далее учитель может спросить детей о том, какой знак показывает, что число увеличили; какой знак показывает, что число уменьшили ( +,- )

- Знак “ +” указывает также на то, что мы должны выполнить арифметическое действие, которое в математике называется “сложение”

  • В каком столбике примеры на сложение?
  • Как узнали?
  • В каком столбике примеры на вычитание?
  • Как догадались?

Самостоятельная работа. Решение примеров из задания №1.

  1. Физкультминутка. Игра “День и ночь”
  2. Подготовка к письму и письмо цифры 1.

Вступительная беседа учителя.

Кто знает, откуда появились числа? Вам трудно ответить на вопрос, поэтому я расскажу вам эту историю.

Давным-давно числа записывались по-другому. В Египте, например, числа первого десятка обозначались количеством палочек: так, число 3-///, число 5-\\\\\, а число 10-подковой. Греки и славяне цифры обозначали буквами, но, чтобы не путать их с обычными буквами, над ними ставили знак-в-1, б-2. Запись числа несколькими цифрами была принята в Индии, потом ее переняли арабы, и от арабов она уже перешла к нам. Поэтому мы называем наши цифры арабскими.

  • Сегодня на уроке мы будем писать цифру 1. На доску вывешивается увеличенный образец цифры.
  • На что похоже цифра1? ( Высказывание детей)
  • А вот С.Я. Маршак написал о единице так:

Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

  • Из каких элементов состоит цифра 1?

Далее учитель показывает на доске, как пишется цифра 1, затем учащиеся прописывают цифру в воздухе, после этого обводят по точечным контурам и начинают писать в тетрадях цифру самостоятельно.

  1. Физкультминутка.
  2. Пальчик, пальчик, где ты был?
    С этим братцем в лес ходил,
    С этим братцем щи варил,
    С этим братцем кашу ел,
    С этим братцем песни пел.
    Этот пальчик гриб нашел,
    Этот пальчик чистить стал,
    Этот пальчик жарить стал,
    Этот пальчик все съел
    Оттого и потолстел.
    Можешь пальцы сосчитать;
    Один, два, три, четыре, пять
    Один, два, три, четыре, пять-
    Десять пальцев, пара рук-
    Вот твое богатство друг.

  3. Работа с карточками. Задание: Помоги девочкам найти свои шары (по количеству в классе даются карточки, учитываются индивидуальные способности учащихся).

- И так, мы нашли девочкам шары.

- Сколько у девочек шаров?

- На сколько “больше” шаров у правой девочки?

  • На сколько “меньше” шаров у левой девочки?
  1. Итог урока.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Что нового мы узнали на уроке?

- Дети коротко повторяют материал.