Устный историко-литературный журнал "Учитель равен солдату-герою. Война. Школа. Учитель"

Разделы: Внеклассная работа


Цели журнала:

  1. на историко-литературном материале представить страшные картины истории России в 1941-1945 годах; показать учащимся самоотверженность, мужество, героизм и единство учителей и детей на войне и в тылу; попытаться убедить учащихся, что труд учителя и в военные и мирное время всегда равен подвигу; показать престиж учительской профессии;
  2. совершенствовать практические умения в подготовке материала для публичных выступлений; развивать коммуникативную культуру; вырабатывать навыки выразительного чтения лирических произведении и художественного пересказа предложенного текста;
  3. пробуждать патриотические чувства; воспитывать уважение к учителю; вырабатывать ответственность и самостоятельность

Оформление зала:

Высказывания об учителе, фотографии, репродукции картин на заданную тему; макет устного журнала.

Эпиграфы:

Учитель!
Тебе я обязан
Всем чистым,
Всем светлым,
Что есть на земле,
И думой о судьбах Отчизны,
Что нёс ты на светлом челе!
В.Фирсов

На третьем фронте вставая горою,
на фронте учёбы, на фронте книг, -
учитель равен солдату-герою -
тот же буденовец и фронтовик.
В.В.Маяковский

Техническое обеспечение:

Магнитофон; компьютер для показа слайдов и видеозаписей, интервью.

Подготовительная работа:

  1. Распределить материал по страницам (работа в проектных группах)
  2. Обеспечение музыкальной части устного журнала (группа музыкантов)
  3. Работа с ведущими страниц устного журнала
  4. Расположение слайдов по страницам (группа компьютерщиков)
  5. Подготовить видеоинтервью с учителем, работавшим во время войны в школе (группа журналистов и кинооператоров)

Литература.

  1. Была война. Составители и авторы В.Акаткин, Л.Таганов. - Москва, “Детская литература”, 1987
  2. Практический журнал для учителя и администрации школы. - №10 2002 г.
  3. Малкин И.И., Носов С.С., Яруллин Ш.К. Марш пионерии Татарстана. - Казань, Татарское книжное издательство 1973

Ведущий мероприятия представляет каждую страницу устного журнала

1 страница
Война. Школа. Учитель.

1. Инсценирование “Урок истории” (создаётся обстановка военного времени, у доски стоят ученики, изучают географическую карту. Так начинается урок истории )

Ученик читает письмо с фронта от отца:

15 числа мы пошли в наступление. Первой заговорила “ катюша”. Кто слышал и видел её, тот знает, что это такое. Я много читал о войне, но такого не представлял. Думаю, что у фрицев по спинам забегали мурашки. А в одной освобождённой деревне нас встретили жители. Целых два года они не видели своих. Я тоже вспомнил вас, мои родные. Посадил я одного мальчугана к себе в кабину(похож очень на тебя, Миша), прокатил… Сегодня снова меняем огневую позицию. Ждите, я обязательно вернусь…

Учитель:

Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встали дети с парты этой
И шагнули в солдатский строй.

Выпускники уходили на фронт, старшеклассники обивали пороги райкомов комсомола и военкоматов, а малыши продолжали учиться.

Навсегда врезалась в детскую память картина: солдаты уходят на фронт! Среди мобилизованных и их учителя

Песня “До свидания, мальчики” (аудиозапись)

2. Отрывок из рассказа “Классный” (подготовленный ученик выразительно читает отрывок)

3. Сообщение проектной группы: А в это сложное военное время школа полным ходом жила, дышала, трудилась. Невзирая на неслыханные трудности, партия провозгласила закон о всеобщем обязательном обучении незыблемым. “Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени… никаких ссылок на военную обстановку”, - писала газета “Правда” 24 марта 1942 года. А учиться ребятам приходилось в тяжёлых условиях - многие школы занимались в три смены, не хватало бумаги, топлива, зимой в классах так холодно, что порой замерзали чернила, а ученики и учителя сидели в пальто и валенках. Но и в такое время велась упорная борьба с отсевом учащихся: проводились комсомольско-пионерские рейды по домам. Внимательным отношением друг к другу, хорошим беспокойством за честь своего звена, своей школы добивались пионеры высокой успеваемости.

В условиях военного времени трудно было с подготовкой школ к новому учебному году: надеяться не на кого, только на свои силы. Это очень хорошо понимали и школьники, и учителя. Под руководством учителей они сами ремонтировали мебель, делали из сажи краску для покрытия классных досок и парт, изготовляли и ремонтировали учебные пособия, активно участвовали в месячниках по заготовке топлива для школ. Но трудности не страшили ребят: они знали - на фронте ещё труднее.

2 страница
Блокадный Ленинград:
школы в секторе обстрела

Выступление проектной группы в форме композиции

1 ученик: Труд учителя в любую эпоху осознавался как благородное деяние. Недаром знания издавна называли светочем. Однако случаются такие времена, когда труд учителя можно приравнять к подвигу. Таким он стал в годы блокады Ленинграда.

Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.
И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что, как роса, сияла эта радость,
угрюмо озарённая войной.
И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда…
О. Бергольц

2 ученик: Даже в той страшной обстановке учителя внушали детям, что надо учиться. Помогали им обрести веру в то, что выстоим, победим. Учителя не ограничивались школьной программой и предметом. Воспитание душевной стойкости - такого предмета не было в расписании. Но тогда это была в школе самая важная наука.

13 сентября 1941 года распахнулись двери ленинградских школ. Дети сели за парты. По радио стали раздаваться сигналы воздушной тревоги.

Трагедия блокады ещё только начиналась. Всё меньше становилась дневная норма хлеба. 125 граммов блокадных умещались на маленькой детской ладошке.

Часть учебных зданий заняли госпитали. Но в некоторых школах теплилась жизнь и в блокадную зиму.

В осаде, под прицелом вражеских орудий в школах создавались кружки, где дети занимались искусством, писали стихи и пески, издавали рукописные литературные журналы, готовились к предметным олимпиадам, выступали с концертами.

3 ученик знакомит с воспоминаниями: Врач В.И.Полякова рассказывала: “В 1941 году училась в 9-м классе. Я мечтала поступить в медицинский институт. Поэтому очень не хотелось пропускать учебный год. Жили мы в центре, на Фонтанке. В школу каждый из нас пробирался под обстрелами. Прежде чем выйти из подъезда, прислушиваешься, не гремят ли взрывы. Выскакиваешь наружу и мчишься бегом, заранее зная, где можно укрыться в убежище. Мы знали, если в класс придёт хотя бы один ученик, уроки будут проводиться. Но всё-таки каждый день в старших классах появлялись по два-три ученика. Теперь, когда прошло столько лет, вспоминаются не только лишения блокады, но и тот высокий дух, который роднил нас с учителями. На Фонтанку, где находилась наша школа, многие учителя пешком добирались из других районов города. Учительница Метевская, например, приходила с Петроградской стороны. Педагоги не хотели подводить нас, а мы тоже помнили, что они идут на уроки, рискуя жизнью. Так наша школа дышала, работала…”

4 ученик: Дневник Тани Савичевой (проецируется на экране)

Голод смертью идёт по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков, умирали на улицах. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде, среди них и дети.

12 летняя школьница Таня Савичева ведёт дневник. Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой Ж. Пишет:

Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 г. Женя - это сестра Тани

Открывает страницу с буквой Б:

Бабушка умела 25 января 3 часа дня 1942 г.

Вот страница с буквой М, читаем:

Мама умерла 13 мая 7.30 утра 1942 г.

На букву С пишет:

Савичевы умерли.

Открывает страницу на букву У:

Умерли все. Осталась одна Таня.

Вывезли девочку из Ленинграда. Добралась до станции Шатки под Арзамасом и погибла там.

А дневник её о гибели всех Савичевых обошёл по газетам всего мира, был предъявлен фашистским преступникам на Нюрнбергском процессе.

5 ученик: Солнце в окнах школы. Вот что запомнилось детям осенью 1942 года. Многие школы, закрывшиеся в конце 1941 года, теперь снова ждали своих учеников. И вот что примечательно. О том, что начинается учебный год, не просто объявили по радио. Учителя вместе со старшими учащимися стали ходить по сохранившимся в школе адресам. Находили своих учеников, просили прийти на занятия. Другие же особенно слабых, передавали в руки врачей, устраивали в больницы.

“Когда дети снова пришли в школу, то разговоры у нас были тоже блокадные, - вспоминала О.Н.Тюлева, ставшая журналистом, - мы говорили о том, где какая съедобная трава растёт. Какая крупа даёт больше навара. Известно, что дети очень наблюдательны. Так вот не передать, какое впечатление на нас производил белоснежный кружевной воротник на платье преподавательницы литературы З.П.Шатуниной. Мы понимали, чего стоило его постирать и погладить. Каждый из нас видел, как бескорыстны и самоотверженны наши учителя. У нас была учитель математики Н.И.Княжева. Она возглавляла столовскую комиссию, которая наблюдала за раздачей детского питания. Княжева была человеком кристальной душевной частоты. Однажды в столовой она упала в голодный обморок. Ведь мы видели, ни какие варварские поступки было тогда способны иные люди, чтобы добыть кусок хлеба”.

Ведущий: События, происходившие в школах в дни ленинградской блокады, навсегда останутся необычайным примером самоотверженности, которые проявили учителя и их питомцы. Как рабочие осаждённого города вставали к станкам, как бойцы разбирали руины, спасая жителей, так и учителя входили в классы, а дети садились за парты, боролись с холодом и голодом, разрухой и потерями.

Каждый, кто прикоснётся к этим необычайным событиям, узнаёт о том, как неодолима была потребность учить и учиться в те трагические военные годы. Подвиг ленинградских учителей и их питомцев блокадных лет должен навсегда остаться в нашей истории.

3 страница
Школы Татарии: всё для фронта, всё для победы

Выступление проектной группы краеведов, журналистов и кинооператоров

Выразительное чтение стих. (подготовленный ученик)

На фронте отец. Обезлюдел аул.
Далеких сражений доносится гул.
Груз тяжкой работы лёг маме на плечи,
А он бы и плечи мужчины пригнул.

Осенней порою я в школу пошёл.
Я вечером с книгой садился за стол.
А жизнь мне уроки свои задавала.
То воду таскал, то дрова я колол.

Задачу решаю. За окнами - мгла.
И мама - с шитьём у того же стола.
И свечка горящая - нет керосина! -
Сгоняет усталые тени с чела.

Ведущий: Республика во время войны стала большой и крепкой тыловой базой. Интересам достижения победы над врагом была подчинена и деятельность школ. Во многих школьных помещениях были размещены госпитали, эвакуированные предприятия и учреждения. В школах были введены трёхсменные занятия. В их программах большое внимание уделялось военно-физической подготовке учащихся. Для оканчивающих начальную и семилетнюю школу были установлены выпускные экзамены, введены экзамены на аттестат зрелости, учреждены золотые и серебряные медали за успехи в учёбе.

Забота о детях в это трудное время оставалась одной из главных задач партийных и советских органов. В городе было открыто 6 детских столовых, в 70 школах давались горячие завтраки.

Историческая справка ученика: 29 июня 1941 года республиканские газеты Татарии опубликовали открытое письмо-обращение пионеров села Белая Гора Чистопольского района ко всем пионерам и школьникам ТАССР:

Ребята! Пусть не забывают фашистские палачи, что мы, советские дети, не только умеем хорошо и отлично учиться, но и упорно работать на благо нашей социалистической Родины. Даём честное пионерское слово, что мы будем упорно работать на колхозных полях и в общественном животноводстве”.

А Президиум Верховного Совета ТАССР выступил с обращением:

“К пионерам и школьникам Татарии. Дорогие ребята!

Школьники! Помните, что успех борьбы на фронте зависит от прочности тыла. Мы должны ответить фашистским захватчикам организованным, активным участием в укреплении сил Красной Армии, в защите социалистической родины…

Вы, ребята, можете многое сделать для фронта, для помощи Красной Армии. На наших социалистических полях созревает обильный урожай. В каждом колхозе и совхозе для вас найдётся посильный труд - прополка посевов, уборка и охрана урожая, охрана хлебов от расхитителей и потравы, дежурство в колхозном детском саду и много другого дела.

Пионеры и школьники городских и сельских школ! Покажите своей работой на совхозных и колхозных полях, на городских предприятиях любовь и преданность Родине, партии… Все силы народа - на разгром врага!”

Сообщение группы краеведов: Трудовой вклад детей в сельское хозяйстве республики в годы войны был очень весом и имел огромное народнохозяйственное значение. Тысячи учеников Казани участвовали в тимуровском движении, собирали металлолом, лекарственные травы, в летние каникулы трудились на полях колхозов и совхозов.

Об этом свидетельствуют факты:

Годы Кол-во Выработано
  Участников трудодней
1942 112000 3000000
1943 157065 3302850
1944 167000 4149821
1945 130480 4443254

Без отрыва от учёбы ребята помогали предприятиям лёгкой промышленности. В школах стали создаваться производственные мастерские для выполнения заказов фронта. Между ними было объявлено социалистическое соревнование.

Школьниками Казани только в 1941 году сшито из меха - 9 тыс. пар рукавиц, собрано - 200 тон металлолома, только одна школа №88 шефствовала над 35 семьями фронтовиков.

В рапорте своему слёту тимуровцы Казани с гордостью докладывали, что ими дано в госпиталях 1000 концертов, собрано для раненых более 10 тыс. книг, отправлено на фронт 2000 индивидуальных подарков и 816 посылок. Помощь школьников фронту принимала самые различные формы.

Интервью - учитель о военных годах (просмотр диска)

Ведущий: Самое живое участие во всех проводимых мероприятиях принимали учителя, в основном женщины. Они стали основными идеологами и воспитателями. Учительский труд в военные годы по достоинству был оценён правительством: 139 учителей были награждены орденами и медалями СССР, 12 педагогов удостоены высокого звания заслуженного учителя школы РСФСР.

4 страница
Учитель равен солдату-герою

Выступление проектной группы литераторов

1. Ведущий:

На третьем фронте вставая горою,
на фронте учёбы, на фронте книг, -
учитель равен солдату-герою -
тот же буденовец и фронтовик.
В.В.Маяковский

2. Пересказ рассказа Л.Кассиля “У классной доски” (подготовленный ученик)

Ведущий: … А я таким вот и помню деревенского учителя с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… (А.Астафьев)

3. Сообщение ученика по повести В.Быкова “Обелиск”

Повесть Василя Быкова “Обелиск” рассказывает о замечательном человеке, учителе из Сельца - Морозе Алесе Ивановиче. Незаметный, ничем не примечательный внешне, этот человек постепенно завоёвывает симпатию читателей своими серьёзными поступками, добросовестным отношением к делу и ученикам.

Война 1941 года. Мороз и при немцах остался в школе работать, детей учить, говоря: “Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется”.

Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг.

Борьбу эту учитель Мороз вёл до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги-изуверы используют этот факт против него.

И он пошёл на верную смерть. Знал, что казнят всех - и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронёс идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам.

Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей, подобно Алесю Морозу, приняли смерть, оставшись неизвестными миру?

4. Ведущий:

Учителей своих не позабуду.
Учителям своим не изменю.
Они меня напутствуют оттуда,
Где нету смены вечеру и дню.

Тихо, ребята, минутой молчания
Память героев почтим,
Их голоса тоже когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.

Минута молчания (свечи)

5. Пересказ отрывка М.Слуцкис “Что сказал Кутузов?” (подготовленный ученик)

6. Выразительное чтение стихотворения В.Фирсова “Первый учитель”

Я помню сожженные сёла
И после победного дня
Пустую,
Холодную школу,
Где четверо, кроме меня.

Где нам однорукий учитель
Рассказывал про Сталинград…
Я помню
Поношенный китель
И пятна - следы от наград.

Он жил одиноко при школе.
И в класс приходил налегке.
И медленно
Левой рукою
Слова
Выводил
На доске.

Мелок под рукою крошился.
Учитель не мог нам сказать,
Что заново с нами
Учился
Умению ровно писать.

Ему мы во всём подражали -
Таков был ребячий закон.
И пусть мы неровно писали,
Зато мы писали, как он.

Учитель!
Тебе я обязан
Всем чистым,
Всем светлым,
Что есть на земле,
И думой о судьбах Отчизны,
Что нёс ты на светлом челе!

7. Ведущий: Весна. Победа. Радость.

А школа по-прежнему трудилась, жила и готовилась к очередному выпускному балу… Что ждало выпускников 1945 года?

Всё! Мир, институт, работа, любовь. Но только не Война.

Под музыку “С чего начинается Родина” танцевальная группа исполняет вальс.