Открытый урок по теме "Уроки хлеба" (урок-мастерская)

Разделы: Русский язык


Задачи:

  • Обучать работе с текстом, умению анализировать, выделять основные проблемы, поднятые автором;
  • Закрепить знания об особенностях проблемного очерка;
  • Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к нелегкому труду хлебопашца.

Оборудование: плакаты с пословицами и поговорками, афоризмы о хлебе, земле. Иллюстрации, фотоснимки, бюллетени, выставка книг о хлебе.

Ход урока

1. Организационная часть (создание трех рабочих групп)

2. Работа по теме.

Индуктор - чтение стихотворения о хлебе

Мы золотые зернышки,
Живем лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные.
Мы чистые, струистые,
Мы зерна золотистые,
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.
Отдельно каждый - зернышко,
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной. (Р.Валеева)

Беседа с учащимися:

Как мы относимся к хлебу? Почему некоторые люди небрежны в обращении с хлебом?

3. Творческая работа. Создание текста.

Учащимся предлагаю создать ассоциативные ряды к ключевому слову “хлеб” (обсуждение в группах, все слова соединить, от каждой группы выступает один ученик).

Прослушивание ответов (примерные ответы: 1 группа - слова на тему “блокадный хлеб”, 2 группа – как вырастить хлеб, 3 группа – “хлеб – всему голова”).

Вывод: “Хлеб - мерило всех ценностей”. (Дети выбирают с плаката афоризм, пословицу или поговорку, который подходит к теме).

4. Работа в группах. (Раздаю текст статьи А.Нуйкина “Кусок хлеба” из методического пособия И.Д.Морозова “Виды изложений и методика их проведения”)

Задания по группам:

  • 1 группа – определите тему и основную мысль текста, стиль, жанр, дайте подробное описание хлеба и людей;
  • 2 группа – Почему автор выбрал именно это название “Кусок хлеба”.
  • 3 группа – Выполните языковой разбор (глаголы, наречия). Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, которые позволяют глубже раскрыть главную мысль очерка? (метонимия, парцелляция, эпитеты)

Прослушивание выступлений.

Вывод: Это проблемный очерк, в котором ставится очень важная социально-экономическая и морально-этическая проблема бережного отношения к хлебу, уважения к нелегкому, часто героическому труду хлебопашца.

5. Выразительное чтение статьи учителем до слов “Мальчик оглянулся…”

Общее задание группам: Напишите свое мнение по поводу владельца ботинок, который описан более подробно (мальчишка плотный, в спортивной курточке).

Прослушивание работ по группам.

Вывод: Это обращение к молодому поколению. Этому мальчику ничего не стоило нагнуться и поднять хлеб, но он беспечно швырнул его на середину дороги и остался доволен собой.

6. Домашнее задание. Выберите с плаката афоризм, пословицу, поговорку о хлебе и напишите сочинение-рассуждение (использовать весь собранный на уроке материал).

Материалы для урока:

Пословицы, поговорки, афоризмы

  1. Хлеб – мерило всех ценностей
  2. Каждый человек должен свято относиться к хлебу, к нелегкому труду хлебопашца.
  3. Будет хлеб – будет песня!
  4. Худ обед, коли хлеба нет.
  5. Земля кормит людей, как мать детей.
  6. С хлебом и сила приходит.
  7. Кто землю лелеет, того земля жалеет.
  8. Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери-земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство.
  9. Хлеб – всему голова.
  10. Хлеб!
    Это - будни и праздник!
    Хлеб – это сказка и явь.
    Хлеб – это жизни основа,
    Это основа земли!
    Хлеб – это песня и сила,
    Хлеб – это совесть моя! (Арви Сийг)
  11. Хлеб – это нечто большее, чем пища. Он является посредником в дружбе и единении людей. Хлебом – солью народ встречает своих друзей.
  12. Можно думать о хлебе, как о понятии нравственном, ведь “он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье” (М.Алексеев)

Кусок хлеба

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб еще дышит теплым ароматом печи.

Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.

Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

- Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле.

Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продубленный солнцем и годами.

Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понес к ближайшему газону:

- Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чем?

Может быть, вспомнил голодное свое детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда…

Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелегкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!

А.Нуйкин