Программа элективного курса "Выбор профессии. Становление профессионала"

Разделы: Школьная психологическая служба


Программа элективного курса “ Выбор профессии” рассчитана на учащихся девятых классов. Курс рассчитан на 18 часов. Продолжительность реализации курса предполагается в течение полугодия по одному часу в неделю.

Программа предусматривает:

  1. знакомство с миром профессий, с видами человеческого труда;
  2. актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе как будущем профессионале;
  3. знаний о том, что лежит в основе успешности любой профессиональной деятельности, каковы основные условия достижения “акме”;
  4. какую роль играет правильный выбор профессии для развития личности профессионала, для развития чувства собственного достоинства;
  5. повышение уровня психологической компетентности учащихся;
  6. расширение границ самовосприятия;
  7. формирование адекватной самооценки;
  8. рефлексивного отношения к своей деятельности;
  9. пробуждение интереса к практической деятельности человека с целью “примеривания” на себя различных профессиональных ролей.

Кроме того, программа составлена с расчетом на то, что познавательная мотивация в этом возрасте напрямую связана с профессиональным самоопределением. А значит, взгляд на себя как на будущего профессионала поможет подросткам найти новый смысл в учебной деятельности.

Необходимость проведения профориентационной работы в школе связана с быстрыми темпами технического развития общества и с появлением новых профессий на рынке труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить, проблему профессионального выбора призвана данная программа.

На занятиях данного элективного курса ребята получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях ученики получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии. Получат опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность и наличием ценностных установок. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит ученикам узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.

Программа включает в себя различные методы профориентационной работы: элементы профинформирования, профконсультации, профдиагностики и разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально – важных качеств.

Цель курса:

Подготовить учащихся к осознанному выбору профиля в обучении как первой ступеньки в выборе профессии с учетом своих индивидуальных качеств личности, общих и специальных способностей, а также профессиональных предпочтений.

Задачи курса:

  • Повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
  • Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
  • Определение мотивации выбора и ее структуры;
  • Определение выраженности и структуры способностей;
  • Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
  • Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Кол.
часов

Л./П.

Диаг.

1.

Введение в курс “Выбор профессии. Становление профессионала”. Цели и задачи курса. Установление правил, создание рабочей атмосферы. Предварительная ориентация в интересах и склонностях (ОПП) Л. Н. Кабардова, анкетирование.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

2.

Трудовая деятельность как условие формирования сознания субъекта труда. Понятие профессиональной деятельности. Чем отличается профессия от специальности? Знакомство со справочной профессиографической литературой. Игра “Ассоциация” (Овчарова).

1ч.

1ч.

 

3.

Что означает правильный выбор профессии? Определение понятий “профподбор”, “профотбор”, “профпригодность”. Склонности и интересы в профессиональном выборе.

Карта интересов (модифицированная методика А. Е. Голомштока)

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

4.

Общее понятие о способностях человека. Виды способностей. Соотношение способностей и профессии. Изучение направлений в развитии способностей личности по Рогову.

1ч.

0,5ч

0,5ч

5.

Воспитание способностей. Можно ли унаследовать профессию. Профессия и задатки. Типология личности по И. П. Павлову. Изучение темперамента. Выявление организаторских способностей. Структура способностей и профессия. Понятие “одаренность”

1ч.

0,5ч

0,5ч

6.

Понятия “профессиограмма”, “модуль профессии”, ПВК, “формула профессий”. Игра “Угадай профессию”.

1ч.

1ч.

 

7.

Классификация типов профессий по Е. А. Климову. Методика Д. Голанда на определение профессионального типа личности.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

8.

Характеристика профессий группы “Человек – человек”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Изучение коммуникативных способностей

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

9.

Характеристика профессий группы “Человек – техника”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Исследование перцептивно – мыслительной деятельности.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

10.

Характеристика профессий группы “Человек – природа”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Самооценка терпеливости, настойчивости, силы воли.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

11.

Характеристика профессий группы “Человек – знаковая система”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика “Импульсивность”

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

12.

Характеристика профессий группы “Человек – художественный образ”. Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика “Измерение художественно – эстетической потребности”. Изучение творческого потенциала личности.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

13.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Мотивы выбора профессии и жизненные ценности. Методика “мотивы выбора профессии”.

1ч.

0,5ч.

0,5ч.

14.

Образ “Я” как система представлений о себе. Самооценка личности. Уровень притязаний. Личный опыт. Как стать профессионалом без способностей, или кое – что о компенсации.

1ч.

1ч.

 

15.

Составление профессиограмм. Защита и анализ представленной работы.

2ч.

2ч.

 

16.

Подведение итога работы. Изучение ориентации в интересах и склонностях (ОПП) Л. Н. Кабардова, анкетирование.

2ч.

2ч.

 
 

Итого:

 

12,5ч.

5,5ч.

 

Всего:

18ч.

   

Литература

Основная литература

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995 .

3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.

4. Мир профессий: Человек – знаковая система / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988 [3].

5.Мир профессий: Человек – природа / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988[2]

6. Мир профессий: Человек – техника / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988[5].

7.Мир профессий: Человек – художественный образ / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988 [4].

8. Мир профессий: Человек – человек / Сост. С. Н. Левнева, -М.: Мол. гвардия, 1988 [1]

9.Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж 1997.

10.Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

11.Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд–во ВЛАДОС- ПРЕС, 2003.

Дополнительная литература

1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. — М., 1988.

2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988.

3. Дидактический материал по курсу “Твоя профессиональная карьера”-/ Под ред. С.Н.Чистяковой. - М., 1998.

4. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М., 1983. 5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

6. Поляков В.А. Технология карьеры. — М, 1995.

7. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. — 1993. — № 4.

8. Пряжников Н. С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. — М., 1991.

9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996.

10. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М, 1999.

11. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. — М., 1998.

12. Розин В. М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. — 1992. — № 1.

13. Струмилин С. Г. К вопросу о классификации труда // История советской психологии труда: Тексты. (20—30-е годы XX века) / Под ред. В. П.Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. — М., 1983.

14. Татищев В. Н. Избранные произведения. —Л., 1979.

15. Фельденкрайз М. Понимание при делании // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков.- М., 1993.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

17.Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

18.Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.— М., 1982.

19.Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.