Лингвистический КВН по теме "Сложное предложение. Сложное?"

Разделы: Русский язык


КВН по теме «Сложное предложение» имеет целью обобщить, углубить и систематизировать представления учащихся о названном разделе синтаксиса. Название КВН обыгрывает многозначность лексемы «сложное». Первое его значение – терминологическое (сложное предложение как специфическая единица синтаксиса), второе же (Сложное?) – нетерминологическое, синоним эпитета «трудное». В результате проведения КВН при условии тщательной подготовленности его участников школьники должны будут сделать вывод о том, что никакая единица русского языка не является чрезмерно трудной для усвоения, если для этого применить достаточно сил и старания.

КВН является сложной игрой, и его проведению предшествует немалая подготовительная работа с «командой». В неё входят: созыв инициативной группы или актива класса – учеников, которые под руководством учителя выбирают тему и обосновывают её, определяют структуру игры, её содержание, дату проведения. Затем проводится распределение ролей (заданий), серия репетиций, оформление (музыка, рисунки, по возможности театрализация), особая специфика при работе жюри по оценке участников и определению победителей.

Структура КВН:

1. Приветствие команд
2. Разминка
3. Конкурс капитанов
4. Конкурс зрителей
5. Домашнее задание

Из состава учащихся 9 класса организуются две команды человек по 5-7, назовём их «Запятая» и «Многоточие». Остальные учащиеся – болельщики. Жюри комплектуется из нейтральных, незаинтересованных лиц, например, из учащихся и учителей параллельных классов.

КВН по сложному предложению имеет целью не только углубить знания учащихся по этому нелёгкому разделу курса русского языка. Эта игра сможет опровергнуть расхожее мнение о том, что сложное предложение сухо и неинтересно по своей сути. Она сможет убедить и наглядно показать все стилистические возможности сложного предложения, которое может быть интересным и занимательным по смыслу, нести искромётный юмор, таить экспрессивные возможности, заражать оптимизмом.

Связь лингвистического КВН с художественной литературой покажет функциональный аспект сложного предложения, продемонстрирует талант и языковое мастерство писателя, будет способствовать формированию языкового вкуса учащихся.

«Разминка» традиционно представляет собой обмен команд вопросами.

Каждый ответ оценивается одним баллом (единицей).

Вопросы команды «Запятая»:

1. Продолжите следующие предложения и определите вид придаточных:

-Слова Левко: «Ты боишься, верно, Галю, чтобы ...(нас кто не увидел).
-О голове: « На селе поговаривают, будто …(голова любит иногда прикинуться глухим)

2. Какой знак препинания уместен в следующих сложных предложениях? Почему?

-Но ведьма и тут нашлась (:) оборотилась под водою в одну из утопленниц и через то ушла от плети из земного тростника.
-Да тебе только стоит, Левко, слово сказать (-) и всё будет по-твоему.

3. Определите «третий лишний» (текст отображён на доске):

-Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц зашатался посреди неба.
-Но незнакомец продолжал так тихо, что нельзя было ничего расслышать.
-Я не забыл, что проклятые сорванцы вогнали в огород стадо свиней, переевших мою капусту и огурцы.

Вопросы команды «Многоточие»:

1. Чем синтаксически отличаются предложения со словом «когда»?

-Будешь ли ты меня нежить по-старому, батьку, когда возьмёшь другую жену?
-А вот в старое время, когда провожал я царицу по Переяславской дороге, ещё покойный Безбородько…
-Была ли в одноглазой башке твоей хоть капля мозгу, когда толкнул ты меня в тёмную комору?
-Все знают, пан голова, когда ты выслужил царскую ласку.

2. Продолжите главное предложение 10-ю придаточными по данной схеме:

3. Определите тип придаточных предложений. Составьте схему:

-Впрочем, может быть, к этому подало повод и то, что свояченице всегда не нравилось, если голова заходил в поле, усеянное жницами, или к казаку, у которого была молодая дочка.

Задание ведущего обеим командам:

С помощью трёх придаточных разного типа охарактеризуйте какой-либо персонаж повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (персонаж называется командой-соперницей).

Конкурс капитанов

(максимальная общая оценка за этот конкурс 8 баллов)

Вопросы капитану команды «Запятая»:

1. Какова синтаксическая функция слова «однако» в сложном предложении: (однако – союз «но»; однако – вводное слово):

-А говорят, однако, есть где-то, в какой-то стране далёкой, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и бог сходит по нём на землю ночью перед светлым праздником.
-«Читай далее: я хоть и не слышал, однако знаю, что главного тут дела ещё нет»,-закричал голова.

2. Нужна ли запятая перед «И» в следующих предложениях? Объясните свой ответ.

-Неподвижный пруд подул свежестью на усталого пешехода (?) и заставил его отдохнуть на берегу.
-Угадала бедная панночка, что мать её ведьма (?) и что она ей перерубила руку.
-Сильно и звучно перекликались блистательные песни соловьёв (?) и вскрикнул он от изумления, почувствовавши в руке записку.

3. На тему повести «Майская ночь, или Утопленница» составьте предложения со следующими придаточными:

А) определительное с союзом «что»
Б) цели с союзом «чтобы»

Образец:

А) Хлопцы бесятся, бесчинствуют целыми кучами по улицам, твою милость, голова, величают такими словами, что пьяный москаль побоится вымолвить их нечестивым своим языком.
Б) Изумлённая не менее их, свояченица немного очнулась и сделала движение, чтобы подойти к ним.

4. Составьте предложение на тему «Парубки гуляют», используя схему:

Вопросы капитану команды «Многоточие»:

1. «Что» - союз или союзное слово?

-Мне всё что-то, Левко, будто на ухо шепчет, что вперёд нам не видаться так часто.
-Женю я тебя, Левко, только наперёд попробуешь ты нагайки, что висит у меня на стене возле покута.

2. Одинакова ли роль слова «как» в данных предложениях?

-Постой же, старый хрен, ты у меня будешь знать, как шататься под окнами молодых девушек, как отбивать чужих невест!
-Покамест те съели по одной галушке и опустили спички за другими, дно было гладко, как панский помост.

3. По повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» составьте предложение с придаточными:

А) определительное с союзом «где»
Б) уступительное с союзом «несмотря ни на что»

Образец:

А) Каленик приподнялся немного и узнал, наконец, то место, где неодолимая сила приковала его к скамейке.
Б) Толпа шумно неслась по улицам, несмотря на то, что благочестивые старушки подымали окошки и крестились.

(ответы оцениваются с точки зрения грамматической правильности, близости предложений к гоголевскому стилю и содержанию повести)

4. Составьте предложение на тему «Неожиданный соперник» , используя схему:

Конкурс болельщиков.

Вопросы к болельщикам за обе команды задаются ведущим. Каждый верный ответ оценивается одним баллом, приблизительный – в полбалла, неверный – нулём.

1. Приведите примеры пословиц – сложноподчиненных предложений с придаточными места и времени.

Например:

- Где труд, там и счастье.
- Откуда ветер дует, оттуда и дым.
- Берегись бед, пока их нет и т.д.

Вопрос задаётся к болельщикам обеих команд одновременно. Ответы опрашиваются поочерёдно. Выигрывает последний отвечающий.

2. Какова разница между повторяющимся союзом не то – не то и одиночным союзом не то?

(«Не то – не то» – разделительный, обозначает возможность одного из двух действий, признаков.

Одиночный союз « не то» обозначает «иначе, в противном случае»:

Посторонись, не то толкнут.)

Засчитывается первый правильный ответ, оценивается баллом 3, т.к. вопрос объективно трудный.

3. Какую песню пел Левко?

Назовите тип сложного предложения в двух первых строчках этой песни.

(оценка 2 балла)

Домашнее задание:

«Односоставное предложение». Надо показать его разновидности и стилистическую роль в речи.

Первая команда демонстрирует показ современных мод на подиуме (Костюм двубортный. Легко, свободно, оригинально. Брюки клёш. Свежее решение. Мода 2007 года…)

Вторая команда инсценирует стихотворение А.Блока (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)

Жюри подводит итоги. Команды символически награждаются медалями «Синтаксический отличник» и занимательной литературой по языкознанию.