Урок по русскому языку в 6-м классе на тему "Путешествие в страну сказочного языка"

Разделы: Русский язык


Цель: Систематизировать знания учащихся закрепить умения и навыки, полученные при изучении темы “Имя прилагательное”.

Задачи:

  • Продолжить работу над повышением орфографической зоркости.
  • Развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
  • Воспитывать интерес у учащихся к русскому языку.

I. Оформление:

  1. Опорный конспект.
  2. 3 плаката с теремами.
  3. Стенгазета, указ.

II. Дидактический материал – карточки с заданием.

III. ТСО – кодоскоп.

IV. Записи на доске:

  • часть речи…
  • обозначаются…
  • отвечают…
  • отвечают…
  • изменяются…
  • может иметь…
  • в предложении являются…

Урок-путешествие

Дорогие ребята!

Сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране Сказочного Языка. Посетим терема – Хрустальный, Серебряный и Золотое слово, в которых должны будем показать знания, умения, полученные при изучении темы. Имя прилагательное. Немало препятствий устроят нам на пути сказочные герои, но находчивость, любовь к языку, а главное знания, помогут нам. В конце путешествия вы должны будете ответить на вопрос: можно ли обойтись без прилагательных в своей речи, какую роль они играют. А поможет нам найти дорогу в терема Ученый клубок.

Учитель. Покатился, покатился наш клубочек по тропинке прямо в терем Хрустальный.

Леший. Ну уж нет, не пущу просто так в терем!

Учитель. Ой, ребята! Что это за чудище такое? Откуда ты?

Леший. Я – Леший, пришел из далекой стороны. Угадайте, где я живу, найдите в моей загадке слова, которые обозначают признак предмета?

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Дети. Отвечают.

Леший. Молодцы! А что это такое прилагательное?

Дети. Говорят правило.

Леший. Ну, умницы! Загадку отгадали, может еще пословицы знаете, в которых есть прилагательные?

Дети. Корень учения горек, а плод сладок.

Леший. (Недоуменно) Где же здесь прилагательные?

Дети. Горек, сладок стоят в краткой форме, отвечают на вопрос каков?

Учитель. А какими членами предложения являются?

Дети. В предложении являются сказуемыми.

Доска: горек – сладок

Учитель. А одинаковы ли эти прилагательные по лексическому значению? (по отношению друг к другу).

Дети. Это – антонимы.

Леший. Ну, молодцы! Теперь можете заходить в Хрустальный терем, где ждет вас встреча с разрядами прилагательных, с НЕ, с которыми часто путает, кто оно: приставка, частица или часть корня.

Учительница.(Испуганно) Ребята! Хитрый леший обвел нас вокруг пальца. Он украл из предложения некоторые буквы и запятые. А это предложение является ключиком к Хрустальному терему, давайте найдем украденные буквы и поставим их на место. Берем карточку №1, вставляем пропущенные буквы, доказываем свой выбор. Работаем в паре.

К-1. Тр.скуч(?) м.роз в сказочн.м лесу и все об.татели п.прятались в тепл.е норы в дикови(н, нн)ые избушки.

Слово обитатели – сообщение о незнакомом слове готовила Н.Пестерева.

Учитель. Какую роль играет союз И в предложении? Какое это предложение? Составьте схему. Мы – в Хрустальном тереме. Для нас приготовили загадки. Отгадайте их, найдите и выпишите прилагательные, определите их разряд.

Кодоскоп

Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел. (Дождь)

Бежит свинка,
Железная спинка
Льняной хвостик. (Игла)

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц)

Дети выполняют задание.

Учитель. Хорошо. Молодцы. А вот обитатели страны Сказочного Языка никак не могут разобраться с НЕ-, как её писать с прилагательными: слитно или раздельно? Давайте поможем им.

К-2. Возьмите карточки №2 и определите свой выбор. Работаем в паре.

(Не)пролазные чащи, (не)уклюжий Топтыгин, (не)насытный волк, (не)добрый, (а) злой волшебник, (не)робок, (а)смел, далеко (не)легкий путь, (не)широкая тропа.

Учитель. Молодцы! Благодаря вашим знаниям, для нас открылась дорога по 2 терему – Серебряному. Катись, катись, клубочек.

Баба Яга. Фу! Фу! Фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух сам пожаловал!

Учитель. Ой, ребята! Это же Баба Яга!

Баба Яга. Да! Да! Не просто Яга, а умная, красивая Костянная нога.

Дети. Неправильно ты пишешь свое имя.

Баба Яга. Фу ты! Фу ты! Опять что-то не так написала. Добры молодцы, красны девицы, помогите старой. Все у меня есть: и владения лесные, и избушка диковинная и нога костяная, а вот грамоты нет. Вы мне поможете, а я вас в терем пущу.

Дети. В слове костяная нужно писать ЯН с одной Н.

Баба Яга. Ну, спасибо. Теперь дорога в Серебряный терем открыта. Там вы встретитесь с важными сестрами Н и НН, которые все время спорят между собой, с хитрой К, которая пытается обмануть двух братьев –СК-, а несколько шипящих совсем запугали двух сестричек О и Е, и они постоянно путают свои места.

Учитель. Ну и что же, давайте поможем всем суффиксам встать на место. Возьмите карточку №3, задание:

Помощники – опорные конспекты Выразительно прочитать.

Раскрыть скобки и выдрать нужную орфограмму.

Доказать свой выбор.

Учитель. Ну, молодцы, дети! А теперь мы можем попасть и в последний терем – Золотое слово.

Василиса. Здравствуйте, добры молодцы, прекрасные красны девицы. Я – Василиса Прекрасная, хозяйка терема “Золотое слово”. В мой терем не просто попасть. Нужно выполнить одно условие – показать свое умение употреблять прилагательные в описании природы. Вы получили домашнее задание подобрать прилагательные для описания погожего и ненастного осеннего дня. Давайте послушаем ребят.

Доска

I группа (Погожий лень) II группа (Ненастный день)

Небо

Земля

Ветер

Тучи

Воздух

Солнце

Река

Снег

Учитель. Хорошо. Небо остается небом в любую погоду. А какие слова позволили нам различить погожий день от ненастного?

Дети. Это – прилагательные.

Учитель. Значит, какую роль прилагательных играют при описании предмета?

Дети. (Делают вывод) Делают описание выразительным, образным, наиболее точным, живописующим. Одним словом, украшают речь.

Учитель. А какими выразительными средствами будут являться?

Дети. Эпитетами.

Учитель. Хорошо. Молодцы. Выполнили мы условие Василисы Прекрасной. А теперь скажем свое золотое слово. III группе было дано задание описать природу во время снегопада или после него. Давайте послушает ребят, что они увидели.

Чтение сочинения.

Учитель. На этом уроке мы побывали в 3-х сказочных теремах, куда не просто попасть, Все задания Лешего, Бабы Яги и Василисы Прекрасной вы выполнили. А теперь нам пора возвращаться домой, в родную школу. Ой, ребята, Баба Яга все-таки осталась себе верна, украла Ученый клубок. Мы его вернем, если выполним творческое задание. Угадайте, какие прилагательные употреблены в авторском тексте.

Кодоскоп

………..сумерки…………………….снег лениво кружится около фонарей и ……………………..пластом ложится на………….крыши, спины, плечи, шапки. (А.Чехов)

Ну, вот, мы можем вернуться в родную школу. Понравился вам урок? И мне понравилась ваша дружба, умение сосредоточенно и внимательно работать. А сейчас оценки!