Интегрированный урок по окружающему миру и музыке на тему "Наследие Древней Греции" . 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • используя разнообразные формы и методы, познакомить ребят с одним из античных государств – Древней Грецией, показать какое наследие досталось нам;
  • развивать умение работать в группах;
  • учить анализировать, делать выводы, высказывать и защищать свою точку зрения;
  • расширять словарный запас учащихся и их кругозор.
  • способствовать воспитанию уважения к культуре народов мира.

Оборудование:

  • карта Древней Греции,
  • листы с заданиями,
  • выставка книг о Греции и греках,
  • видеофрагменты из фильма “Греко-персидские войны”,
  • фрагменты аудиозаписи “Океан – море синее” (Н. А. Римский-Корсаков).

I. Вступительная беседа.

Сегодня на урок окружающего мира и музыки к нам в лицей пришли гости. Что такое лицей? Это слово пришло к нам из Древней Греции. В царской России лицей – мужское привилегированное учебное заведение. В настоящее время это среднее учебное заведение, которое посещаем и мы. На прошлой неделе нашему лицею исполнилось 12 лет.

Театр. Мы любим смотреть спектакли в нашем театре и по телевидению. Это тоже греческое слово – театр (искусство изображения драматических произведений на сцене).

А спорт? Кто из вас посещает спортивные секции?

Что же объединяет все эти слова лицей, театр спорт…(они пришли к нам из Древней Греции).

Почему сегодня мы говорим о ней? Именно из Древней Греции, или Эллады, нам досталось большое наследие: имена, мифы, науки, медицина, спорт, театр, музыка, алфавит… А вот особое задание Ване Должникову и Ване Янкину: о каких событиях Древней Греции повествует этот рисунок? (Ученики ответят на этот вопрос в конце урока. Им предлагается рисунок, на котором изображены Олимпийские игры в Древней Греции. В качестве альтернативы можно использовать рисунки с сюжетами из древнегреческой мифологии.)

II. Работа над темой урока.

Что обозначает ваше имя?

Артём – посвященный Артемиде, богине охоты.

Григорий – бодрый.

Василий – царственный, это имя носили цари.

Никита – победитель.

Кирилл – владыка.

Пётр – камень (стойкий, твёрдый).

Николай – победитель народов.

Константин – постоянный.

Леонид – лев.

Никодим – повелитель.

Александр – защитник.

Евгений – благородный.

Алексей – отражающий (свет от щита воина).

Денис – посвященный богу Дионисию.

Андрей – мужественный.

Арсений – храбрый.

Что общего у этих имен? (Они мужские, обозначают силу, мужество, надежность).

Наши мальчики – будущие мужчины, опора страны, будущие защитники.

Звучит в исполнении хора мальчиков песня “Если бы парни всей Земли”.

А что же представляют собой женские имена?

Галина – кротость.

Екатерина – чистота.

Елена – солнечная.

Агафья – добрая, благородная.

Ирина – покой.

Ксения – гостеприимная.

Татьяна – учредительница, организатор.

Что обозначают женские имена? (Семейный уют, они домашние, кроткие)

Женщины в Древней Греции вели весьма замкнутую жизнь, не принимали участия в политической жизни государства, их жизнь всегда контролировалась родственниками мужчинами: отцом, мужем, сыновьями. Итак, из Древней Греции нам достались многие имена.

Греции нужны были сильные, мужественные воины. Так, в Спарте дети, по словам греков, принадлежали не родителям, а государству. Когда мальчики достигали 7 лет, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам воинов, воспитывали храбро, мужественно защищать свою страну. Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения, бегали они необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили. Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие, точные ответы, такая речь называется лаконичной, по названию области Лакония. Большую часть времени мальчики тренировались, учились владеть различными видами оружия. Давайте посмотрим, как это выглядело. (Показ видеофрагментов)

В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!

* Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (ДЫМ)

* Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (ЗЕРКАЛО)

Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? (Загадки)

Спартанцы были хорошими танцорам, водили плавные хороводы, знали быстрые танцы с прыжками. Многие фигуры танцев воспроизводили движения воинов-гимнастов, работающих людей в поле. Пляски обычно сопровождались игрой на духовом инструменте авлосе, который является основоположником духового инструмента гобоя, звучание которого мы сейчас послушаем. (Слушание музыкального инструмента гобоя)

Греки придумали собственную систему воспитания подрастающего поколения. На уроках литературного чтения мы знакомились с мифами Древней Греции. Что такое миф? Это повествование о героях, они полубоги, дети богов и смертных. Герои выполняют то, что не под силу простым людям. Мифы Древней Греции – одни из самых известных в мире. Древние греки верили в разных богов и богинь, которые были на г. Олимп. Какие мифы вы знаете?

Греки любили музыку и были хорошими музыкантами. В основном героями мифов были мужчины. В Греции мужчины занимали особое положение. Мальчики разучивали военные песни, с которыми шли в бой, презирали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершать подвиги, достойные сохраниться в веках. Наряду с пением достойное место в обучении занимал танец, так как он развивал координацию, гибкость. И мы с вами тоже воспроизведем некоторые движения из греческого танца “Сиртаки”. (Физминутка: Элементы танца “Сиртаки”)

Гомер – древнегреческий поэт, он жил в IX веке до н. э., был певцом, исполнявшим свои поэмы. По преданию, он был слепым.

Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея” считались средоточением мудрости. Их заучивали наизусть, переписывали, толковали филологи и философы. Произведения Гомера переводили на все языки и признавали великим учителем в поэзии. Для нас Гомер не только далекое прошлое, но вечный спутник и современник. Одних он привлекает героикой и смелыми поисками таинственных чудес. Других – мудростью и сочувствием к нелегкой судьбе человека. Гомера у нас на родине всегда любили и почитали. В числе поклонников поэта были такие знаменитые русские писатели как Ломоносов, Радищев, Гоголь.

Лев Толстой уже в зрелом возрасте изучил греческий язык, чтобы читать в подлиннике Гомера. Читая великого Гомера, каждый из нас может повторить бессмертные слова А. С. Пушкина:

Слышу умолкнувший звук
Божественной эллинской речи;
Старца великого тень
Чую смущенной душою…

Ученик читает наизусть отрывок из поэмы Гомера “Одиссея”.

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил,
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян.
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собиралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.

Мир, в котором существовали герои Гомера, полон света, красоты земли, бесконечности моря. Море манило своими просторами, дальними краями. В “Одиссее”, кроме богов, людей, сказочных персонажей, везде присутствует еще один герой – море. Оно “многошумное”, “рыбнообильное”, “беспредельнопустынное”, “пурпурное”, “лазурное”, “прекрасное”. Такое море изобразил Гомер. Есть композитор, которому удалось с поразительной глубиной изобразить в музыке море.

Кто он? Почему так думаете?

Н. А. Римского-Корсакова считают непревзойденным живописцем морской стихии.

Слушание: Н. А. Римский-Корсаков “Океан – море синее”.

Анализ по “таблице эмоциональных состояний”.

Музыка Н. А. Римского-Корсакова увлекает за собой слушателя в сияющий, полный солнечного света мир Гомера. Свежий утренний ветер летает над волнующейся поверхностью многошумного моря, надувает белый парус чернобокого корабля, рассекающего пурпурные волны, над морем встает розовая заря, и все пронизано ощущением беспредельной радости бытия.

Значение античной музыки трудно переоценить. До сих пор мы пользуемся многими понятиями и терминами, ведущими свое начало от греческой теории музыки: мелодия, гармония, ритм, гаммы и многое другое. Таким образом, мы можем сделать вывод: Древней Греция внесла большой вклад в развитие музыки.

Греки оставили и в науке свой ощутимый след. Они усовершенствовали финикийский алфавит, придумали гласные звуки, от их алфавита произошли все алфавиты мира. С какими греческими буквами мы знакомы, зачем они нам? (Альфа, бета, гамма – для обозначения углов).

Задания в группах. На таблицах буквы, составьте из них имена известных греков (Гиппократ, Архимед, Пифагор, Персей, Аристотель)

Греческие ученые, такие как Архимед, Пифагор, Евклид, вывели основные правила математики. Они создали теоремы, которыми и сегодня пользуются в геометрии, например, теорема Пифагора для прямоугольного треугольника. Таблица Пифагора.

Ученый Архимед открыл основной закон физики. Однажды он сел в ванную, и вода перелилась через край. Из этого он сделал вывод, что на всякий предмет, погруженный в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной жидкости.

Нам знакомо имя греческого медика Гиппократа, который старался помочь больному. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров. Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом – кашель, чихание, насморк. Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной: Из моего тела, грипп, уходи! Злые духи, с позором убегайте! Кашель, в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло заклинание избавиться от болезни? Мне – нет!

Гиппократ считал, что врач должен не изгонять болезнь из организма, а помогать ему преодолевать ее. Гиппократ и его ученики создали труды о правильном питании, лекарствах и операциях. Это был крупный вклад в развитие медицины.

Мудрый учёный знаменит тем, что оставил письмо ко всем медикам, которые будут жить и работать после него. В этом письме Гиппократ наставлял, каким должен быть врач, как он должен заботиться о больном. “В какой бы дом я ни вошел, - писал он, - я войду туда с пользой для больного”. Его письмо можно расценивать как клятву молодого врача, оно получило название “Клятва Гиппократа”. И сегодня молодые врачи, заканчивая мединститут, дают клятву Гиппократа. (Рассказ ученика о маме враче, которая тоже давала обещание помогать больным.)

Греция – это родина Олимпийских игр. Они начались в 776 г. до н. э. и проводились в Олимпии. Этот год считается началом летоисчисления Греции.

Выходят два глашатая со свитками:

- Всем! Всем! Всем!

- Приближается великий праздник благословенной Эллады - Олимпийские игры!

- В честь бога Зевса устраиваем мы это торжество через каждые четыре года.

- Объявляется священный мир во всей Элладе!

- Все военные действия должны прекратиться.

- Горе тому, кто поднимет меч на путника, идущего в Олимпию! Даже пираты – гроза морей – не осмелятся пред гневом Зевса и Посейдона напасть на корабли Эллинов.

- Проклятие и громадный штраф на тот полис, что осмелится пойти войной на соседа!

- Всем! Всем! Всем! Приглашаем граждан свободной Эллады на священные игры!

Ритмические упражнения с обручами. Представление олимпийских колец.

Что обозначают пять олимпийских колец? Это символ дружбы пяти континентов. Олимпийские игры собирали самых лучших спортсменов со всех стран и континентов. Они показывали чудеса возможностей человека и, конечно, ни одни Олимпийские игры не обходились без рекордов.

Исполнение песни: “Герои спорта”.

Будет небесам жарко
Сложат о героях песни.
В спорте надо жить ярко
Надо побеждать честно.

Припев:

Мы верим твердо в героя спорта
Нам победа, как воздух нужна…
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена.
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена.

Дерзкий путь на вверх сложен.
Лидерам сегодня трудно.
Знаем, победить сможем,
Если совершим чудо.
Судьи скажут нам, что мы боги.
Скажут – молодцы черти.

                                                    Припев.

Шествуй на Олимп гордо.
К солнечной стремись награде.
Ради красоты спорта
Родины своей ради.
Надо жить на свете ярко,
Сложат и нас песни
Будет небесам жарко!

                                                    Припев.

В Греции, на высокой скале, были высечены слова:

Если хочешь быть сильным – бегай.
Если хочешь быть красивым – бегай.
Если хочешь быть умным – бегай.

Государство поощряло занятия спортом, так как это позволяло находиться в хорошей форме и в случае войны быть в боевой готовности. Виды спорта: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска.

Победителям вручали венки из ветвей дикой оливы, в честь них воздвигали статуи. Из-за двух землетрясений город был разрушен и игры прекратились. Игры возобновились в 1896 году, организовал их француз Пьер де Кубертен. В программу включены многие древние виды соревнований, например, эстафета, когда один бегун передавал факел другому. Последний бегун победившей команды зажигал огнь на алтаре. Этот обычай в измененном виде был возрожден в современных Олимпийских играх как церемония зажжения Олимпийского огня.

А теперь давайте вернёмся к заданию, которое получили Ваня Должников и Ваня Янкин в начале нашего урока. Что изображено у вас на рисунках? Какое событие? (Олимпийские игры в Древней Греции).

Древняя Греция оставила нам в наследство театр. Зарождение театра связывают с празднествами в честь бога виноделия – Диониса. На этих празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам – всегдашним спутникам Диониса. Это и были первые театральные представления. Позже стали придумывать пьески, содержание которых не было связано с мифами о Дионисе. Строителями создавались театральные здания. Такие здания появились под открытым небом и вмещали тысячи зрителей. Здание состояло из трех частей. Первая часть – места для зрителей. Вторая часть – для оркестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Без песен и танцев не проходило ни одно представление. Третья часть называлась “Скене”. Эта постройка примыкала к сцене. К её стенам прикрепляли разрисованные доски или полотнища изображавшие то вход во дворец, то берег моря, также там хранились декорации.

Перед вами карточки, на которых записаны человеческие качества и ценности древних греков:

  1. Древние греки были мужественными и выносливыми.
  2. Древние греки любили и защищали Родину.
  3. Древние греки стремились жить в гармонии с природой.
  4. Древние греки уважали труд умельцев.
  5. Древние греки стремились к физическому совершенству (занимались бегом, борьбой, другими видами спорта, проводили Олимпийские игры).
  6. Древние греки любили философствовать, уважали мудрецов.
  7. Древние греки заботились о духовном развитии (учились петь, читать стихи, грамотно писать).
  8. Древние греки любили театр.
  9. Древние греки восхищались и ценили красоту.

Вопрос: А какие качества и ценности необходимы современному человеку XXI века?

III. Итог урока.

Нам, всему человечеству, досталось огромное наследство от Древней Греции.

Греция – страна чудес,
Наук различных форт.
С Олимпа славит грозный Зевс
Театр, и музыку, и спорт.

Морская принесла волна,
Разбившись брызгами о рифы,
Нам алфавит, и имена,
Легенды, сказочные мифы.

Греция – мечта и явь –
Для нас ясна и непонятна.
Ты – дар богов, ты – благодать,
И изучать тебя занятно.

IV. Домашнее задание.

Прочитайте страницы 50 – 51 (Учебник “Мы и окружающий мир” Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова). Подумайте, что вы хотели бы рассказать о Древней Греции.