Знакомство с названиями малочисленных народностей Красноярского края. Долганская сказка. Откуда пошли разные народы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с названиями малочисленных народностей Красноярского края;
  • развивать речь учащихся, логическое мышление, умение делать выводы;
  • дать представление о фольклорном наследии малых народностей;
  • сохранять здоровье детей, используя здоровье сберегающие технологии.

Оборудование:

  • иллюстрации реки Енисей, фото народностей, проживающих на территории края их промысел, фото полезных ископаемых, добываемых на территории края, кроссворд о народностях края, карточки с названиями народностей, проживающих на территории Красноярского края, карточки: “фольклор”, “пословицы”, “поговорки”, “песни”, “сказки”, “игры”, “шаман”, рисунок чума;
  • здоровье сберегающие технологии: физкультминутки для глаз, резиновые коврики для упражнений стоп ног, тренажеры для пальчиковой гимнастики;
  • технические средства: компьютер, магнитофон.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Чтение с доски.

Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

Объясните смысл.

Какой у нас урок?

Чем мы занимаемся на уроках литературы Красноярского края?

Наверное, что-то новое нас сегодня ожидает.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Нам выпало огромное счастье – жить на нашей великой земле. Красноярский край огромен и неповторим. О красоте и величии края создано много произведений красноярскими художниками, писателями и даже вашими сверстниками.

Какие стихи о Красноярском крае вы знаете?

3. Физкультминутка

- Солнце – я – Земля – повторить3 раза. Поднять ладони вверх на уровне груди и представить, что на них светит солнце. Направить представленный “солнечный луч” на грудь. Затем опустить руки ладонями вниз, имитируя освобождение от всех болезней, со словами: “Болезни отдать Земле-матушке”. Повторить 3 раза.

4. Постановка учебной задачи

- Богат и могуч Красноярский край не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.

(показываю иллюстрации)

Гипотеза

- А знаете ли вы, какие народности проживают на территории Красноярского края?

- Какие из перечисленных народностей называются малочисленными?

- Как вы думаете, почему они так называются?

- Какую тему мы сегодня будем обсуждать?

(на доске: “Народности Красноярского края”)

- Много людей проживает на территории нашего края, есть среди них и малочисленные народности, которые живут на севере Красноярского края. Чтобы с ними познакомиться, мы с вами сейчас совершим “удивительное путешествие” по Красноярскому краю.

Что это у меня на доске?

А что такое кроссворд?

Игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется словами со значениями заданными по условию игры.

Кто сам может решить кроссворд?

Помощь? Можно обратиться за помощью к Краеведу.

Проверка по эталону.

5. “Открытие” нового.

Все разгадали, все получилось.

Сложны условия жизни людей, живущих на Севере Красноярского края (это сильные морозы, недостаток кислорода, солнца…)

6. Физкультминутка.

“Холодно!” (растирают от холода)

- Щечки – комочки,

- носики – курносики,

- реснички – сестрички,

- ушки – непослушки,

- пальчики – мальчики.

- Коренное население Севера – ненцы, ханты, саами.

Некоторые народности составляют около 10 человек.

Сейчас под руководством губернатора края А. Хлопонина ставится вопрос о сохранении национального языка и культуры народов Севера, улучшения условий жизни людей. Нелегко там трудиться, жить, петь, но тем богаче творчество северян.

Есть у них своя культура, свой фольклор.

- Что вы понимаете под словом “фольклор”? ( От одного поколения к другому передавали все народности “из уст в уста” фольклорные богатства: песни, сказки, игры, пословицы, поговорки… Все это словесное искусство – фольклор.)

- Хотите узнать о фольклоре малых народностей края?

- Зачем вам нужны эти знания?

- Я вам предлагаю национальную игру малых народов “Белый шаман”.

Шаман – колдун, знахарь, призывает на помощь духов. Во время ритуала он бьет в бубен из кожи. У каждого народа свой шаман. Мы их видели в Краеведческом музее.

Белый шаман – это добрый человек.

Условия игры: все – в круг. Шаман становится в центр. “Бьет” в бубен мелодию. Подходит к любому игроку – просит повторить мелодию. Если игрок повторяет точно мелодию – передает бубен другому. Если не сможет – выбывает из игры.

- Злых духов отогнали!

- Послушайте, как звучит музыка во время ритуала шамана.

- У каждого народа свой язык.

- На каком языке говорим мы?

- Кеты? Долгане? Ненцы? Эвенки? Нганасаны? Селькупы? Энцы?

Физкультминутка на резиновых ковриках.

7. Первичное закрепление.

-Сегодня мы обратимся к фольклорному жанру – сказка. Вы любите сказки?

- А как вы думаете, о чем сочиняли сказки кеты? Селькупы? (то, что им было непонятно, загадочно, они описывали в своих сказках).

- Они пытались объяснить это в своих сказках.

- А вы когда - нибудь, задумывались, откуда образовались разные народности?

- Вот и малочисленному народу долганам было, интересно, откуда пошли разные народности, так они назвали свою сказку, где дают объяснение образованию народностей.

Чум – значение (картинка)

Чтение сказки.

Какая сказка по содержанию? (познавательная) Откуда?

- Какие слова доказывают, что сказка народов Севера?

Вывод. Сказка познавательная. Объясняет происхождение разных народов. Совсем

неважно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться.

8. Закрепление и повторение пройденного.

Логическое задание (на доске карточки с названиями малочисленных народов плюс русские).

- Найдите лишнее слово (русские – это не малочисленные народности).

9. Рефлексия (итог урока).

- Какие “открытия” вам удалось сегодня совершить?

- Кто лучше всех помогал?

- Как оцените свою работу?

- А я вот так оценю вашу работу.

- Пословица на доске (ненецкая).

10. Домашнее задание.

- Сочинить сказку о том, как и, откуда произошел русский народ.

11. Приложение

Приложение 1. Презентация “Знакомство с названиями малочисленных народностей Красноярского края”

Список литературы

  1. Размахнина В.К., Алехин А.И. Слово родного края. Книга для чтения в младших классах. – Красноярск: кн. Из-во, 1997.
  2. Раицкая Г.В. Фольклорные страницы Красноярского края. Хрестоматия для младших школьников. 2 класс. – Красноярск. Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2005.
  3. Сказки Севера/ в обработке Г.Меньшикова. – М. Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. – 1953.
  4. Большая Медведица: Сказки народов Севера/ Перевод В.Ермакова. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1990.
  5. Сказки народов Сибири/ Сост. Г.А.Смирнова. – Красноярск: Издательство “Витал”, 1992.