Урок по окружающему миру на тему "Строение вещества". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок исследование.

Тема: строение вещества.

Цель: создание условий для формирования навыка исследовательского поведения (познавательной активности учащихся).

Задачи урока:

  • Начать формировать представление о частицах-молекулах, о движении и расположении их в твердых, жидких и газообразных веществах.
  • Развивать умение аргументировано защищать свою точку зрения.
  • Развивать умение работать в команде.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и слышать собеседника, поддерживать дух толерантности.

Оборудование:

  • для проведения опытов: колбы с водой, марганцовокислый калий, кусок сахара, соль, краски,
  • Тела и вещества: мел, стекло, сахар.
  • Пластилин для изготовления моделей молекул.

Ход урока

1. Стадия вызова

Время: 5 минут

Цель: актуализировать знания учащегося по теме.

Прием: постановка проблемного вопроса.

Форма работы: групповая. На доске: строение веществ.

Учитель: сегодня мы продолжаем разговор о телах и веществах. Давайте сначала попробуем собрать все, что мы знаем об этом, и записать в таблицу: (время 2 минуты)

(Таблица 1)

Знаю Хочу узнать Узнал
     

Возможные ответы:

  • Все предметы, которые нас окружают, являются телами.
  • Тела различаются по форме, размеру, цвету.
  • Тела состоят из веществ
  • Разные по форме и размеру тела могут быть сделаны из одного и того же вещества.
  • Одинаковые по форме и размеру тела могут быть сделаны из разных веществ.
  • Многие тела состоят из нескольких веществ.
  • Вещества могут быть жидкими, твердыми, газообразными.

А сейчас проверим, как вы умеете различать тела и вещества. Каждая команда получит задание (2 минуты).

Команда 1. (Таблица 2)

Придумайте и запишите в таблицу тела и вещества.

Тело Вещество
   
   
   
   
   

Команда 2. (Таблица 2)

Запиши в таблицу тела и вещества, из которых они сделаны.

Стекло * железо * стакан * гвоздь * тетрадь * ручка * бумага * пластмасса.

Тело Вещество
   
   
   
   
   

Команда 3. (Таблица 3)

Запиши из каких веществ сделаны изображенные тела.

   
   
   
   
   

Прежде чем мы перейдем к заполнению второй колонки, предлагаю посмотреть вам опыт (растворение марганцовокислый калия в воде)

- попробуйте объяснить что происходит, возможно ли было окрашивание воды, если бы она была сплошная.

Учитель: заполним вторую колонку, в ней напишем, что хотим сегодня еще на уроке узнать (1 минута)

  • Из чего состоят вещества?
  • Как называются эти частички?
  • Как они взаимодействуют в веществе?

Учитель: в ходе урока попробуем ответить на эти вопросы.

2. Стадия осмысления.

Время: 25 минут.

Цель: получение новой информации и первичная систематизация.

Прием: чтение текста с пометками, выполнение тренировочных упражнений.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Учитель: возьмите на столе листы с текстом и, читая его, сделайте пометки у каждого предложения условными значками:

V - это я уже знаю

+ - это я узнал сегодня

- - непонятно, хочу спросить

! - это интересно

(обозначения на доске)

Чтение с пометками 5-6 минут

Первичная рефлексия:

Учитель: давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что подтвердилось V, то что хотели узнать и узнали, отмечаем +, то что не узнали- отметим -.

Учащиеся дают индивидуальные ответы.

Вторичная рефлексия.

Возьмите листы с таблицей и заполните колонки, вписывая строение вещества. Работайте вместе с членами своей группы.

Заполнение маркировочной таблицы.

Маркировочная таблица: (Таблица 4)

V +
Тела состоят из веществ Вещества состоят из молекул. Молекулы состоят из атомов
Вещества могут быть жидкими, твердыми, остоят из атомовл твердыми, газообразными Промежутки у твердых веществ маленькие, у жидких - большие, у газообразных - очень большие

Обсуждение заполнения таблицы.

Физминутка: покажите как расположены молекулы в твердых, жидких, газообразных веществах.

Учитель: приготовьтесь в группах ответить на вопросы задания. Для этого достаньте из конвертов листочки с заданиями и вопросами. Выполните задания, запишите ответы и определите, кто на какие вопросы будет отвечать.

На подготовку ответов 10 минут.

1 группа.

Задание 1.

Опыт: растворить кусочек сахара в воде.

Вопрос: почему становится невидимым кусочек сахара, растворенный в воде?

Задание 2.

Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.

Задание 3.

Сделай модель молекулы углекислого газа.

2 группа.

Задание 1.

Опыт: заварить пакетик чая.

Вопрос: почему мы чувствуем запах вещества?

Задание 2.

Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.

Задание 3.

Сделай модель молекулы воды.

3 группа.

Задание 1.

Опыт: окрашивание воды - растворить в воде каплю чернил.

Вопрос: о чем говорит распространение окрашивания в разные стороны?

Задание 2.

Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.

Задание 3.

Сделай модель молекулы муравьиной кислоты

Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.

1. Молоко 2. Камень 3. Капля ртути 4. Стекло

5. Растение 6. Глина 7. Кислород 8. Пузырёк воздуха

Рисунок 1.

Сделай модель молекулы

Рисунок 2.

3. Стадия рефлексии.

Время 10 минут.

Цель: систематизация информации.

Прием: постановка проблемного вопроса, составление кластера.

Форма работы: групповая.

Учитель: давайте наши знания попробуем показать на схеме строение вещества. Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. Посоветуйтесь в группах как это лучше сделать.

Итог урока: учитель отмечает группы, которые наиболее успешно работали, поощряя всех учащихся класса.

Домашнее задание: стр.48-50, задание №2, №3.

Список литературы:

О.Т.Поглазова “Окружающий мир” учебник-тетрадь 3 класс. 2003 г.

О.Т.Поглазова Методические рекомендации к учебнику-тетради 3 класс. 2003 г.

Энциклопедия для детей –М.Аванта+, химия 1995 г.

Приложения:

Таблица 1 “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал”

Таблица 2 “тела и вещества”

Таблица 3 “вещества, из которых сделаны тела”

Таблица 4 “маркировочная таблица”

Рисунок 1 – алгоритм “тела и вещества”

Рисунок 2 – модель молекулы