Урок математики "Обучение решению задач на движение через уравнения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

Образовательная: создать условия для обучения решению задач на движение через уравнения с частичным использованием стратовой технологии.

Развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства своего предположения в процессе анализа учебной информации.

Воспитательная: уметь отстаивать свое мнение, воспитывая при этом чувство коллективизма в групповой работе.

Методы обучения: исследовательские.

Средства обучения: учебник Аргинской И.И. 3 класс, толковые словари, названия групп, плакат для устного счета, инструкции для работы в группах, листы – «телеграммы» для самостоятельной работы, формулы движения, пирамиды из бархатной бумаги.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие гостей. Начинаем урок математики. Откройте тетради. Запишите дату и «классная работа».

- Ребята, при записи сегодняшней даты обратите внимание на число 10 - оно с давних времен выступало символом гармонии и полноты. Этим числом, выражающимся суммой 1+2+3+4, символизировался философский камень.

Сегодня я вам предлагаю отправиться в «икс»-педицию. Мы должны исследовать одну очень важную тему. Вы согласны?

- Когда ученые что-либо исследуют, они проверяют все, что связано с предметом их изучения. Мы, прежде чем узнать, что же это за тема, также должны к ней подготовиться. И чтобы был результат, мы должны действовать по плану и продолжить работу по группам:

I группа - информационная
II группа - научная
III группа - исследовательская
IV группа - экспертная

У каждой группы есть инструкции для работы. Но вначале сконцентрируем внимание на доске.

2. Актуализация знаний.

(плакат)

- Рассмотри геометрические фигуры, в них записаны математические выражения. Вычисли значения числовых выражений, которые находятся:

  • на пересечении круга и прямоугольника (17·5);
  • в большом квадрате (450-60);
  • на пересечении квадрата и ромба (84:2);
  • на пересечении квадрата и прямоугольника (103-12);
  • в левом полукруге (36·4);
  • в прямоугольнике (48:12+18);
  • в трапеции (12·4);
  • в ромбе, но не на пересечении его с квадратом (80:16).

- Какой цели мы добились, выполняя это задание? (Мы развивали математическую речь, тренировали вычислительные навыки, повторяли порядок действий, вспомнили геом. фигуры.)

- С какой фигурой мы не работали? (С треугольником)

-Что вы о нем знаете? (Это фигура, у которой 3 стороны и 3 угла, треугольники бывают равносторонними, прямоугольными, равнобедренными; сумма углов треугольника равна 180 градусов.)

- Что там записано? (Выражение с неизвестным)

- Чему равно значение выражения при х = 5, 15, 150? (15, 45, 450)

- А что мы еще можем составить, используя выражение с неизвестным? (Равенство, в котором есть неизвестное число-это УРАВНЕНИЕ; НЕРАВЕНСТВО;

СИСТЕМУ НЕРАВЕНСТВ; ДВОЙНОЕ НЕРАВЕНСТВО (карточки)

- Ребята, подумайте, а для решения чего можно использовать уравнения? (При решении задач)

- А каких именно? ( Дети затруднились ответить)

3. Целеполагание и мотивация.

Да, действительно, математику невозможно представить без задач. Решая их, мы учимся описывать жизненные ситуации математическим языком в виде предложений, законов, формул.

А нельзя ли к некоторым видам задач попытаться составить уравнение и через него ответить на вопрос задачи? И есть ли какая-нибудь взаимосвязь между уравнениями, неравенствами и задачами?

- Итак, цель «икс»-педиции поставлена. Группы, приступайте к работе. Прочтите инструкции.

Вопрос научной группе:

- По какому плану нужно нам действовать, чтобы достичь цели урока?

Наверное, нам нужно повторить, что такое уравнения, что такое неравенства, и затем решать задачи? (План на доске из этих слов)

- Подходит ли нам этот план на сегодняшний урок? У кого другое мнение?

-Все верно. Давайте начнем.

1группа - информационная

Инструкция №1

1. Найти значение слова «Экспедиция» в «Толковом словаре».
2. Найти значение выражения «Философский камень» там же.

2 группа - научная

Инструкция №2

1. Вспомнить, что такое уравнение. Что значит решить уравнение?
2. Вспомнить, что такое неравенство.
3. Вспомнить, что такое задача.

- А мы с остальными группами повторим буквы латинского алфавита.

запишем под диктовку: a b c d y z e m k n x,

а теперь выражения: сумма а и тридцати, три х, разность k и шестидесяти,

произведение восьмидесяти и d, частное n и пяти.

Информационная группа – выступает с сообщением. Спасибо.

А теперь присоединимся к исследовательской группе.

4. Исследование. Работа по теме урока.

Откройте, пожалуйста, учебники - наши верные помощники в добывании знаний.

Обратимся по плану к № 314. (с.138)

1) Реши уравнения:

х-532=365   k·7=574       129+a=449
с:5=178       y-324=349   817-c=498

- Исследуйте, какие это уравнения? (Простые)

 

Вопрос научной группе.

- Что значит решить уравнение? (Значит, найти такое число, при подстановке которого получается верное равенство)

Всем: Какими буквами записаны неизвестные числа? (Буквами латинского алфавита)

- Найдите похожие уравнения. Что общего в них? (В них есть неизвестное уменьшаемое)

- Вспомните, как оно находится? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое)

Назовите 1-е из них. (х-532=365)

- Что напоминает вам значение разности? (Сколько дней в году)

В 1-й страте и во 2-й страте: 2 пункт задания: Преобразуй правую часть каждого уравнения так, чтобы решение уравнения потребовало выполнения большего количества действий, но корни уравнения не изменились.

- Что значит преобразовать правую часть? (Усложнить, т.е. результат представить любым действием). К доске выходит ученик. (Остальные ученики решают)

- 3-й страте: вам 3 пункт задания: решить его в усложненном варианте и рядом на 1-й строке представить в скобочках еще по 1 варианту преобразований.

Проверка:

х-532=365,
х=365+532,
х=897.

- А теперь вопросы экспертной группе:

1) как простое уравнение преобразовать в сложное?

2) как решить сложное уравнение?

Мы пришли к такому выводу: (Левую или правую часть уравнения заменить выражением в виде математического действия)

А теперь всем общее указание.

- На отдельном листе, это будет наша «телеграмма» из икс-педиции, решите 2-е уравнение на деление, усложнив правую часть следующим образом:

Частное с и 5 равно разности 300 и 122

с:5=300-122
с:5 = 178,
с =178•5,
с=890.

Проверка:

890:5=300-122
178=178

Ответ: 890.

Взаимопроверка, потом сверяют с решением на доске, оценивают.

Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем.
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись.
Наклонись, поднимись.
В путешествии нам нужно.
Чуткое ухо, зоркий глаз.

- Переходим ко 2 пункту нашего плана.

Вопрос научной группе:

-Что такое неравенство? (Выражение, в котором левая часть не равна правой)

- Приведите примеры числовых неравенств, примеры сравнения неизвестным числом.

Задание всем группам перейти к решению №317

1) Замени простые неравенства сложными:

57<63 и 63<85
92>89 и 98>92

2) Подумай, можно ли заменить двойным неравенством такие неравенства:

123<221 и 229<371? Объясни ответ.

3) Запиши три пары неравенств, которые можно заменить двойным неравенством, и три пары, которые – нельзя.

- Прочтите 1 пункт.

В чем особенность пар неравенств? (У них есть одинаковые, общие числа)

- Запишите. Прочитайте двумя способами

63>57, но <85 2-ю пару: 89<92<98

63<85, но >57

Поработайте над 2-м пунктом. Ответ обоснуйте.

К какому выводу пришла экспертная группа? (Чтобы составить двойное неравенство из двух пар чисел, нужно, чтобы одно число было одинаковым)

5. Рефлексия.

- А теперь запишите в листок-телеграмму

3 задание, только с условием записать по 1 паре неравенств, которые можно заменить двойным неравенством, и пару, которые нельзя.

Взаимопроверка. Оцените. Отложите ваши телеграммы.

- И теперь мы совсем близко подошли к ответу на вопрос нашего урока:

А можно ли к некоторым видам задач попытаться составить уравнение в качестве его решения?

Вопрос научной группе.

- Что называется задачей? (Это математический рассказ, в котором обязательно есть вопрос)

- Прочтите 320-ю задачу:

1) Реши задачу:

Теплоход прошел за 6 часов 144 км. С какой скоростью двигался теплоход?

-О каких величинах говорится в задаче? (О времени, о расстоянии, о скорости)

- Значит, это задача какого вида? (На движение)

- Какие способы записи предполагают задачи на движение? (Чертеж, таблица)

Запишем кратко в таблице, используя для этого символические знаки.

-Что такое 6ч.? (Время).

- Что означает 144 км? (Это расстояние).

- Какая величина неизвестна? (Скорость – т.е. искомая величина)

- Что такое скорость движения? (Это расстояние, пройденное за единицу времени)

- От чего в жизни зависит скорость движения? Посовещайтесь. (От двигателя машины, от водителя, от его опыта, от состояния дороги, от марки бензина и т. д.)

- В чем измеряется скорость? (Зависит от условия задачи: в км/ч, м/мин)

- Вспомните, по какому правилу находится скорость? (Нужно расстояние разделить на время)

- Нам понадобится все эти формулы. Вывешиваю.

Запишите в тетради решение действием.

144:6=24(км/ч) – V и получили верное равенство.

Перечитайте еще раз условие

Время 6•V=144 Узнаете запись?

V=144:6

V=24

6•24=144 решили уравнением.

2) составьте обратную задачу, в которой надо найти путь теплохода. Как узнать расстояние?

Запиши решение.

24•6=144(км) – S

А в задаче S и 6=24 каким действием свяжем 2 числа? Делением

S : 6=24 что опять получилось?

S=6•24 и еще S:24=6

S=24•6

Таким образом напрашивается вывод. Экспертная группа готова?

- К каким задачам можно составить уравнение для решения? (К задачам на движение)

6. Итог урока.

- К каким задачам можно составлять уравнения для решения? (К задачам на движение)

- Что для этого нужно знать? (Формулы)

- А что будет в уравнении неизвестным числом? (Искомая величина)

- Значит, цель урока достигнута! Молодцы. А еще логические задачи решаются с помощью уравнений. Подведите итог нашему уроку. Почему мы отправились в икс-педицию, а не экспедицию? (Потому что не знали, что будем исследовать)

- Чему вы научились сегодня?

И еще мы нашли вот такой философский камень. Пусть он вам принесет гармонию и счастье. (Дети раздают красивые пирамиды гостям)

Всем спасибо.