Современные подходы к использованию наглядности на уроках французского языка

Разделы: Иностранные языки


Идея использования картинок в качестве наглядных пособий при обучении иноязычному говорению не является новой, однако представляется очень актуальной. Она позволяет максимально реализовать известные идеи коммуникативного подхода, лежащие в основе современных методов обучения иностранным языкам, а также соответствует требованиям Государственного стандарта общего образования.

Вашему вниманию предлагается обобщение некоторого опыта моей работы на уроках французского языка как второго иностранного с так называемыми «проблемными» картинками.

Фактически картинка нас интересует в той степени, в какой она может заставить учеников говорить. Опыт показывает, что говорить они хотят тогда, когда изображенная ситуация либо не очень очевидна, либо содержит какую-то проблему, либо будит фантазию ребенка и позволяет делать гипотезы – т.е. оставляет место для размышления или домысливания.

Такая картинка представляет собой как бы «свернутую информацию»; это всегда ситуация, в связи с которой требуется выбор языковых средств, их комбинирование, определенное речевое поведение, т.е. социолингвистическая компетенция. При этом имеется возможность для сугубо индивидуального толкования и развития информации.

Работа с подобной картинкой является одним из самых действенных способов активного усвоения учащимися речевого материала. К числу положительных моментов относится также возможность и даже необходимость максимального использования учениками уже имеющихся знаний и навыков. Использование проблемных наглядных изображений весьма плодотворно с педагогической точки зрения, т.к. дает возможность решать комплексные коммуникативные задачи: одна и та же картинка позволяет констатировать, информировать, описывать, характеризовать, рассказывать, аргументировать, обмениваться мнениями. Кроме того, она служит поводом, отправной точкой для последующего разговора по поднятой проблеме.

В качестве подобных материалов могут быть использованы рисунки, фотографии, комиксы, картины, карты, рекламы, афиши, обложки книг.

В современной методической литературе, как отечественной, так и зарубежной, на наш взгляд, недостаточно детально описаны работы с проблемными наглядными изображениями. Лишь в единичных французских методиках даются некоторые общие установки. Кроме того, «проблемные» картинки предлагаются, как правило, для старшего этапа обучения, например [1]. В гимназии №272 г. Санкт-Петербурга использовались проблемные наглядные изображения на довольно раннем этапе обучения (начиная со второго года). При этом учитывалось, что к данному возрасту (12-13 лет) в определенной степени уже сформированы общеучебные умения, а также имеется некоторый лингвистический опыт по родному и I иностранному языку. Работа производилась исключительно на аутентичных материалах.

По нарастанию степени сложности картинки условно можно классифицировать на 6-7 групп и, соответственно, в такой же последовательности они вводятся в обучение (см. схему 1). При этом подразумевается усложнение не только языкового материала, но и смысла картинок, в сторону многозначности его толкования. Следует отметить, что границы между группами картинок достаточно условны и, в значительной мере, субъективны. Однако группы, начиная со II, можно назвать «проблемными» в упомянутом выше смысле.

Усложнение может идти не только по линии возрастания неоднозначности толкования, но и за счет привлечения большего количества материала для анализа. Например, учащимся предъявляется блок опор, объединенных либо общей темой (проблемой), либо рассматривающих разные аспекты одной и той же проблемы. Опорами в таком блоке могут быть разнородные картинки (например, афиша и картина; 2 картины в разной манере; картина и подражание ей; фотография и карикатура и т. д.) или картинка и текст (например, стихотворение, песня, статья из прессы или литературного произведения и т.д.) (группаVIII на схеме 1).

Схема 1. Классификация картинок по нарастанию степени сложности.

 

группы

I

II

III

IV

V

VI-VII

VIII
Примерная характеристика содержания картинки. Обычно специальные, т.е. методические картинки «Очевидная» ситуация «Не очевидная» ситуация Ситуация содержит «проблему» Проблемные ситуации с неоднозначным толкованием Картинки с особым языком, требующим «декодирования» (рекламы, афиши, обложки книг и т.п.) Блок картинок или блок картинка+ текст

Ниже приводятся примеры картинок (I-VIII), относящихся к разным группам по сложности.

группа I. «Sur la plage»

рис. 1

Рис. 2

img2.JPG (117704 bytes)

группа II. “Collège impossible”.

Рис. 3

группа III. “Je suis un rêveur”.

Рис. 4

группа IV.

Рис. 5

группа V. “Portrait de famille»

Рис. 6

руппа VI. “Фотография с афишей Vive l'Ecole!»

рис. 7

группа VII. Обложка книги

Рис. 8

группа VIII. Блок из трех картинок

Рис. 9,10

Приложение