Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся озаглавливать текст"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • учить соотносить заголовок с основной мыслью текста; тренинг в подборе наиболее подходящих заголовков;
  • развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать умения в правописании слов.

Оборудование: УМП “Начальная школа-XXI век”.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Каллиграфическая минутка.

На доске написан ряд букв: Б, В, З, Г, Т, Д.

- Найдите “лишнюю” букву в данном ряду. (Лишняя буква Т, т. к обозначает глухой согласный звук.)

- Однако, что же у них общего? (Парные согласные.)

Запись даты в тетради.

Письмо

Словарно-орфографическая работа. Работа в парах.

а) Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

- Какое слово вы составили? (Телевизор)

- Что такое телевизор? (Работа с толковым словарём).

Телевизор- аппарат для приёма телевизионных передач, телевизионный приёмник.

Звуко-буквенный разбор слова. Устно. Фронтально.

- Какие телевизионные передачи вы любите смотреть?

б) Работа со словами из словаря.

Выберите любую группу слов, вставьте пропущенную букву.

Спорт. Всё о школе. В мире природы.
авт.м.биль п.ртфель м.дведь
м.шина уч.ник с.л.вей
к.ньки учит.ль б.рёза
ст.дион* д.журный* гв.здика*
лыж. т.традь яг.да

Работа с орфографическим словарём, новые слова под*.

Самопроверка.

- Какие слова искали в словаре?

4. Сообщение темы и цели урока.

Работа по учебнику, с. 29. Фронтально.

Упражнение № 1. Наблюдение за правильно и неправильно озаглавленными текстами.

Задание к тексту и текст читает хорошо читающий ученик.

- О чём повествует рассказчик? Зачем передаёт эту историю? Что не понял мальчик, озаглавив свой рассказ “ На прогулке”.

Запись на доске лучшие варианты.

Задание тем, кто писал слова о спорте. Пополните ряд слов из текста. Это слова: хоккей, матч.

Второй текст из этого упражнения читает учитель. Это юмористический рассказ “ Дед Мороз шутит”. Заглавие!? Мнения учащихся.

- Зачем Дед Мороз оставил мальчику записку с ошибками, а в открытке написал всё правильно?

Пополняется столбик “ Всё о школе” словами: русский язык.

Работа над предложением. Исправление ошибок. Работа в паре.

Записать в тетрадь правильно предложение, выделить в какой части слова находится орфограмма.

Учитель работает с учеником на индивидуальной доске. Вот предложение.

Исчи свой падарок в партфели. Дет Марос.

Самопроверка. Ищи свой подарок в портфеле. Дед Мороз.

Физминутка. “Олимпийские игры”.

Упражнение № 2. Подбор наиболее выразительных заголовков.

Задание читает хорошо читающий ученик. Молча прочитайте текст и варианты ответов. Обсуждение.

Озаглавить. Списать текст.

“Сильные” учащиеся работают в тетради для индивидуальной работы “ Учусь писать без ошибок”.

5. Итог урока.

- Чему научились?

- Что нового, интересного узнали?

Урок окончен. Спасибо.