Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
  • поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задачи урока и его целей;
  • развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;
  • развивать умение анализировать и оценивать поступки героев в соответствии с авторским замыслом, делать подробную характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
  • продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
  • воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;
  • создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, радость нового дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Сообщение целей урока.

- Сегодня у нас будет непростой урок. В ходе него мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах. Вопросах, которые чаще всего задают себе взрослые люди:

1. Что такое целеустремлённость?

2. Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?

- А поможет нам в этом не только имеющийся у вас и у меня жизненный опыт, но и замечательное произведение, с которым нам предстоит знакомство. Его автором является … Р. Фраерман. А называется оно … «Девочка с камнем».

- Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.)

Открывается запись:

Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение Р. Фраерман «Девочка с камнем».

- Помогут нам в достижении поставленной цели следующие этапы урока. (Учитель перечисляет этапы урока.)

3. Активизация имеющихся у детей знаний.

- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … Оглянись вокруг.

- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это …рассказы.

- А значит описаны …реальные люди и события.

Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют о разном задумываться. Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку.

Дети работают в парах, выделяют эти качества.

агрессивность ненависть корысть злость
доброта решительность настойчивость упорство
жизнерадостность честность лживость
смелость трудолюбие старательность

- Итак, какие качества вы для себя определили как ведущие? (Дети перечисляют качества, на доске открываются соответствующие записи.)

- Почему вы для себя отметили именно эти качества?

- А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику:

… - умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.

- Это качество …целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.)

- Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению.)

- А вы можете сказать про себя: «Я целеустремлённый»? Сообщите мне об этом сигнальными картами: зелёный цвет – да, я целеустремлённый; красный цвет – нет, я не целеустремлённый человек; жёлтый цвет – я ещё не разобрался в этом вопросе.

- Многие из вас считают себя целеустремлёнными людьми. Какие качества характера должны вы у себя развить, чтобы быть целеустремлёнными? Подчеркните их среди тех качеств, которые вы уже выделили.

Дети индивидуально, самостоятельно работаю по карточкам.

- Какие качества вы определили для целеустремлённого человека? (Дети называют, учитель на доске помечает их мелом.)

- Как думаете, отличается ли целеустремлённый человек от человека, который не ставит перед собой никаких целей? Чем?

- Для того, чтобы вы смогли для себя выделить некоторые качества целеустремлённого человека, познакомимся с произведением Р. Фраерман «Девочка с камнем».

4. Подготовка к первичному восприятию.

- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте цель нашего урока. (Высказывания детей.)

- Конечно, каждый из вас непременно рассказал бы замечательную историю, назвав её «Девочка с камнем».

- А вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его.

5. Знакомство с произведением.

- Для того, чтобы познакомиться с произведением, выберите удобный для себя вид чтения: чтение про себя или жужжащее чтение. При этом помните, что перед вами стоит задача познакомиться с произведением и прочитать его выразительно. Поэтому обратитесь к памятке по чтению и соблюдайте все необходимые условия.

Дети обращают внимание на памятку по чтению и читают произведение. Затем начинается выразительное чтение по частям отдельными учениками.

6. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

- Понравилось ли произведение? Кто в нём привлёк ваше внимание? Девочка привлекла к себе внимание внешностью или качествами своего характера? Используйте сигнальные карты: зелёный – качествами характера; красный – внешностью; жёлтый – не разобрался в этом вопросе.

- Я вижу, что Аня Мамедова привлекла к себе внимание в основном качествами характера. Что же это были за качества? (Дети перечисляют.)

- Чтобы точнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к тексту и используем его в качестве аргументов при ответах на вопросы.

- Даёт ли нам автор внешнее описание девочки? (Да.) Используя текст, выделите основное в её описании. Итак, Аня Мамедова была…

- Выстраивается блок-схема

- Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? (Нет.) С какой целью тогда автор использует данный художественный приём? (Если дети не дают на него чёткого ответа, то вопрос остаётся открытым до конца урока.)

- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.) А почему? Ответьте словами текста. (…, так как она плохо говорила по-русски.)

- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет.) Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. (… ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)

В ходе работы продолжает выстраиваться блок-схема.

- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Используйте для ответа на вопрос сигналы: зелёный – да, красный – нет; жёлтый – ещё не разобрался в этом вопросе. Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? (Она поставила перед собой цель.) Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)

- «Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты».

- Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? (Да.) Каким образом? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)

Продолжается выстраивание блок-схемы.

- Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)

- Как думаете, случайно ли введение в текст произведения описание бури? (Нет.) Почему? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) Каких? (Смелость, решительность.)

- Почему вы пришли к таким выводам? (Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.)

Продолжается выстраивание блок-схемы.

- Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. (… маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)

- Почему автор показывает героиню именно такой? (Чтобы показать, что на пути к своей цели девочка могла преодолеть любое препятствие, любую преграду и выстоять при этом.)

- Как учительница повела себя, увидев Аню? (…крепко обняла её.) Почему? Используйте пальчики для выбора и показа ответа на этот вопрос:

1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу

- Кто ещё гордился девочкой? (Дуб.) А что его привлекло в девочке? («Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»)

- Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедова – целеустремлённого человека.)

- Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)

- Рассматривание иллюстраций на доске. Рисунок 1 и Рисунок 2.

- Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цели и стремилась к её достижению.)

- Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? (Настойчивость, упорство, решительность, смелость.)

- Вернёмся к началу урока: были ли эти качества среди других выделенных вами? (Да.)

- Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? (Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве.)

- Вы правы. Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости и решительности, настойчивости и упорства, многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Достигли ли мы цели, поставленной на урок? (Да.) Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.

- А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? Ответьте на этот вопрос, выразив и свое мнение о необходимом вам качестве, и об отношении к проведённому уроку: выберите листочек соответствующего цвета: зелёный цвет – работалось с интересом и удовольствием, желтый цвет – всё происходящее на уроке мне было неинтересно, красный – было трудно, нужна была помощь. Прикрепите свой листочек к нашему дереву.

Дети прикрепляют свои листочки на дерево.

- Что же видно, что на уроке вам было легко и интересно, каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению. Следующая ваша цель – выбрать по силам домашнее задание и выполнить его, оценив свою работу.

Домашнее задание: перечитать произведение (с. 38 – 40),

1) составить словесный портрет Ани Мамедовой с привлечением текста
2) письменно составить словесный портрет целеустремлённого человека
3) рассуждение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?»

- У меня тоже есть цель в жизни: превращать гадких утят в белокрылых лебедей. Я рада, что каждый день позволяет мне приближаться к осуществлению этой цели: мои гадкие утята, ничего не умеющие малыши, постепенно превращаются в прекрасных белоснежных лебедей, моих любимых четвероклассников. Я рада, что вы у меня есть – озорные и непослушные, добрые и весёлые, умные и всё понимающие. Поверьте: мне будет очень грустно с вами прощаться, так как дорог каждый из вас. Поэтому я уже сейчас хочу дать наставление. Оно лежит в конверте у каждого из вас. (Дети открывают конверты, где лежит рисунок дуба с пожеланием:

О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.

- Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». Вручите символы нашего урока с этими великолепными словами нашим гостям.

- Спасибо за урок. Все свободны.

Р. Фраерман «Девочка с камнем».

1. Среди предложенных качеств выбери только те, которые должны принадлежать нравственному человеку. Отметь их знаком *.

- агрессивность
- доброта
- жизнерадостность
- смелость
- ненависть
- решительность
- честность
- трудолюбие
- корысть
- настойчивость
- лживость
- старательность
- злость
- упорство

2. Среди выделенных тобою качеств выбери те, которые должны принадлежать целеустремлённому человеку. Подчеркни их.

3. Отметь знаком * правильный ответ на вопрос: почему учительница крепко обняла девочку?

1) чтобы девочку не сбил с ног ветер
2) она гордилась девочкой
3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу