Общественный смотр знаний на уроке физике в 7-м классе

Разделы: Физика


Работая над темой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке физики» и придерживаясь темы школы «Самореализация учащихся и учителей через внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании», я убедилась, что наиболее эффективной формой организации процесса познания в общении и стимулировании познавательных интересов учащихся служит общественный смотр знаний (ОСЗ), который позволяет осуществить показ знаний, приобретенных учащимися за определенный период учебного года. Это мероприятие позволяет одним учащимся продемонстрировать свои знания, а другим, общаясь с ними в коллективной форме работы, приобретать знания. В результате передача знаний осуществляется в интересной и доступной для всех форме, и делает учащихся успешными. Также это мероприятие открывает простор для проявления инициативы и творчества.

Меняется и характер взаимоотношений учителя и учащихся. В процессе подготовки учащиеся ощущают себя помощниками учителя, ассистентами, лаборантами, консультантами. Деятельностный подход увеличивает возможности индивидуального процесса познания. Каждый ученик, кроме минимума знаний, умений и навыков, приобретенных на уроке, получает и закрепляет те знания и умения, которые в наибольшей степени способствуют его способностям и потребностям.

Для подготовки общественного смотра знаний требуется 2-3 недели. Смотр проводится между параллельными классами. Наиболее оптимальное время – начало IV четверти. К этому времени у ребят накапливается определенный объем знаний, которые можно показать на ОСЗ. В свою очередь, учитель сможет выяснить, как учащимся дается новый предмет, будут ли они его бояться как «трудный» со множеством формул, законов, или поймут, насколько это «жизненный» предмет, который позволит, применив законы физики, объяснить многие явления. И чтобы интерес, который возник у них к новому предмету, не потерялся.

Поэтому на первом ОСЗ необходимо выяснить, как учащиеся запомнили физические величины, единицы измерения, простейшие приборы, для измерения физических величин, как умеют применять изученные законы. Но при этом необходимо построить ОСЗ так, чтобы детям он принес удовлетворение, поэтому необходимо внести элементы занимательности, но при этом большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по физическому эксперименту. Учащихся надо ставить в условия исследователя, отыскивающего закономерности. Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Цель ОСЗ – развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельности учащихся, использование познавательно-занимательных элементов для создания положительного эмоционального настроя.

План

1. Конкурс учащихся на лучший реферат;
2. Конкурс на самый интересный опыт;
3. Конкурс на лучший кроссворд с физическим содержанием;
4. Конкурс на лучшую ученическую тетрадь по физике;

Положение о конкурсе на лучшую ученическую тетрадь включает следующее:

а) содержание записей;
б) наличие домашних заданий;
в) умение конспектировать материал;
г) аккуратность.

5. Выпуск специального номера газеты, посвященный ОСЗ;
6. Физические конкурсы.

Оборудование к конкурсам

Карточки-сигналы, весы, мензурка, линейка, динамометр, барометр, манометр, тела различной плотности, часы, подшипник.

Первый конкурс

«Знаешь ли ты физические величины?»

Задание 1.

Цель этого конкурса – повторить все изученные к этому времени физические величины, уметь правильно их определять, составлять формулы.

Этот конкурс проводится с помощью карточек-сигналов. Каждый ученик раскладывает на столе в ряд карточки-сигналы.

Ставится задача – кто больше наберет карточек по ходу чтения стихотворения Г. Остера «О физических величинах»:

Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоем
Измерять температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.

Ответ: max карточек – 9.

l, m, t, p, v, v, P, F, S.

Задание 2.

Цель – знание основных величин системы СИ.

Знаешь ли ты Великую Тайну Трех Основных Физических величин?

Показать их на карточках.

Ответ:

длина - l

время - t

масса - m

Они называются размерностями. Все остальные величины можно выразить в формулах с помощью этих трех первых.

Например: выложите формулу скорости: v = l / t

Задание 3.

Прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставьте им в соответствие одну из физических величин.

Начнем с пословиц:

Шила в мешке не утаишь; ежа голыми руками не возьмешь; палец в рот не клади.

Ответ: давление [p]

От чего зависит давление твердого тела.

Составьте из карточек-сигналов формулу.

Ответ: p = F / S

Пеший конному не товарищ; поспешишь – людей насмешишь; тише едешь дальше будешь.

О какой физической величине идет речь?

Ответ: скорость [v]

С какой физической величиной можно связать эти пословицы:

Не все на свой аршин меряй; без меры и лаптя не сплетешь.

Ответ: длина [l]

Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет.

Ответ: сила [F]

Мал золотник, да дорог; тяжело понесешь – домой не донесешь.

Ответ: масса [m]

Выполните из карточек формулы для нахождения массы.

Шуточная задача Г.Остера:

Если с интеллигентного, скромного и тактичного физика требуют деньги за два килограмма колбасы, а он видит, что весы с колбасой показывают всего один килограмм, то закричит ли физик на весь магазин: «Нет уж, простите, вес вашей поганой колбасы не два – только один килограмм!»

Ответ: Не закричит. Вежливый физик не станет так грубо выражаться, потому что помнит: в килограммах выражается лишь одна физическая величина – масса. Вес выражается в ньютонах.

Второй конкурс

«Знаешь ли ты физические приборы и устройства?»

Цель: закрепить знания о физических приборах, уметь их отличать, знать их назначение, определять показания.

Задание 1.

На столе пронумерованы весы (1), динамометр (2), мензурка (3), линейка (4), подшипник (5), часы (6).

Задача: Связать их с услышанными пословицами и поговорками.

Все идет как по маслу: не подмажешь – не поедешь; сухая ложка рот дерет.

Ответ: (4) подшипник

Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились

Ответ: (1) весы

На спине язык, что скажет – люди верят.

Ответ: (2) динамометр

Стоят – молчат, пойдут – запоют.

Ответ: (6) часы

Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет.

Ответ: (3) мензурка

(Определить цену деления).

Задание 2 (с выбором ответа).

  1. Прибор для измерения высоты подъема называется …
  2. Атмосферное давление выше или ниже атмосферного измеряется …
  3. Скорость движения тела измеряется …
  4. Атмосферное давление измеряется …
  5. Горизонтальность поверхности определяется …

Варианты ответов:

а) спидометром
б) барометром
в) манометром
г) уровнем
д) альтиметром

Третий конкурс

Решение шуточных задач Г. Остера.

Цель: применить знания, полученные на уроках физики.

1. Если проколоть колесо папиной машины, что изменит воздух, томившийся в колесе: форму или объем?

Ответ: И то и другое. А папа еще отлупит.

2. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или в простуженных?

Ответ: В простуженных. У простуженных высокая температура.

3. Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты Земля?

Ответ: Нет, не перестала. Хотя Вовочка и кричит, что лежачих не бьют.

4. Петя не хотел купаться и спрятался в кустах. Друзья вынули Петю из кустов и потащили по песку к речке. Куда направлена сила трения; действующая на Петино брыкающееся, но движущееся тело: к речке или в кусты?

Ответ: В кусты. Сила трения всегда направлена в сторону, противоположную той, куда тащат.

5. Близнецы – братья Митя и Витя по утрам пьют чай из сообщающихся сосудов. Пока Митя еще только сыплет сахар, Витя уже выпивает половину чая из своего сосуда. Куда при этом девается чай из Митиного сосуда?

Ответ: Утекает в Витин сосуд. В сообщающихся сосудах равенство братских уровней жидкости. Пьет из одного, а в другом меньше становится.

6. Один не глубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде?

Ответ: Жидкости расположились слоями: та, что с большей плотностью, уютно устроилась у дна, та, что полегче выше, а самая легкая все время выплескивалась через края и беспрерывно кричала, что ей уже пора домой к родителям.

7. Поднявшись в верхние слои атмосферы на воздушном шаре, воздухоплаватель сбросил на головы провожающих родственников три мешка с песком. Какую цель преследовал воздухоплаватель, сбрасывая специально взятые для этой цели мешки?

Ответ: Воздухоплаватель не метил в родственников, просто он хотел удалиться от них как можно выше. Чтоб не доставали.

Четвёртый конкурс

Решение экспериментальных задач.

Цель: Уметь пользоваться знаниями на практике, проверять решение опытом, убеждаться в достоверности получаемых знаний.

Задание 1.

Определить объем латунной гири массой 170 г.

Ответ проверить с помощью мензурки.

Задание 2.

Имея мензурку с водой, определить, какой из данных кусков, алюминиевый или железный, весит больше и во сколько раз. С помощью какого прибора и как можно проверить правильность ответа?

Проделать опыт.

Заключение

Подведение итогов