Урок "Аппликация из цветных опилок" (осенняя веточка тополя)

Разделы: Начальная школа


Цель: Выработать умение и навык построения композиции на листе бумаги; уметь и учиться правильно, поэтапно работать за учителем; учить работать с шаблоном; развитие эстетического чувства у детей; воспитывать аккуратность; развивать межпредметные связи. (Изобразительное искусство, музыка, ознакомление с окружающим миром, чтение…).

Оборудование: Картон, карандаш, ластик, цветные опилки, клей, лист бумаги (для разглаживания), шаблоны, готовая работа, кисточка, коробочки для опилок и мусора, клеенка на столе, материал показа (виды аппликаций), чурочки.

Ход урока:

I. Организационный момент

  • Сегодня у нас гости.
  • Поздоровайтесь.
  • Поработаем так, чтобы гостям надолго запомнился наш урок.
  • И тогда в конце урока Вас ожидает сюрприз.

II. Объяснение темы урока

У нас первый урок по аппликации из цветных опилок. Сегодня мы будем учиться, а на следующем уроке продолжим работать с опилками.

III. Беседа (урок связан с осенью)

Вот картина Исаака Ильича Левитана “Золотая осень”. Краски теплые, нарядные, праздничное настроение.

  • Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая нам, жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.
  • Какое же это время года? (осень)
  • Давайте вспомним, как мы с вами любовались красотой осенней природы, бродя по парку, по школьному двору. Какие деревья мы с вами видели? (дети отвечают…)
  • Сегодня будем делать осеннюю веточку тополя (показ образца).
  • Бродя по лесу, мы вдыхаем особенный запах осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый – сухой травы, прелых листьев, горьковатый запах дыма, удивительный запах грибов. Мы слушали голоса улетающих в дальние страны птиц, наслаждались последним лучом солнца, ярким нарядным убором деревьев и кустов.
  • Красиво и проникновенно об этом времени года сказал поэт Иван Бунин.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

IV. Словарная работа

  • Ребята, что такое аппликация? Кто знает? (дети отвечаю).
  • Это наложение, прикладывание, нашивка; способ создания орнаментов, художественного изображения путем наложения на бумагу, ткани, меха, бумаги, соломки.
  • Начало аппликации уходит к IV – V векам. На Севере аппликации делали из меха на одежде и из бисера на обуви.
  • Аппликации бывают плоские и объемные.

Выставка на доске (аппликация из пуха, осенних листьев, соломки, бумаги, меха, бисера).

  • Из чего делают аппликации? (из пуха, крупы, ткани, меха, опилок, соломки, цветного кварца…) Древесина – все, что под корой. На партах маленькие чурочки. Осмотрим их.
  • Для чего используется древесина? (строительный и отделочный материал…). Опилки – тоже древесина, только мелкая (получается при обработке дерева). Отходы! Не выбрасываются, а идут в работу… (куда? где используются?).

Словарная работа. На доске эти слова. Читаем и постараемся запомнить это понятие (безотходное производство).

  • Сегодня на уроке у нас будет звучать произведение П.И.Чайковского “Времена года. Октябрь. Осенняя песнь”.

Физическая минутка.

“Тополя осенние
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются”.

Сколько тополей веселых, столько сделали наклонов (3). Приседайте столько раз (5), сколько листиков у нас. Сколько красненьких кружков, столько сделали прыжков.

V. Поэтапное изготовление аппликации

Положите картон горизонтально перед собой. Проводим кисточкой с клеем ПВА контур веточки. Посыпаем опилками, прикладываем к веточке. Берем шаблон (листик). Обводим. Смазываем клеем. Посыпаем опилками. Проглаживаем. То, что не приклеилось, ссыпаем в коробочку и т.д. Опилки должны по цвету соответствовать осенней веточке тополя (коричневые, зеленые, желтые, светло-коричневые). Рис.1

  • Листик делаю я.
  • листик

  • Вызванный ученик.
  • листик

  • Самостоятельно.

Можно дома доделать (рамку, стекло и повестить на стенку).

VI. Выставка на доске. Где можно использовать?

VII. Итог урока.

  • Что научились делать на уроке?
  • Вы работали и это хорошо!
  • В следующий раз сделаем еще лучше!

VIII. Звонок по телефону. Это звонит осень. Она пришла к нам в гости.

- Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Мы рады всем  гостям, которые пришли к нам на урок! Заходит Осень (девочка, одетая в костюм золотой осени). В руках у нее корзинка с подарками для гостей и ребят.

Вот и осень пришла, как бы мы не хотели
Это лето продлить, отодвинуть метели.
Но не стоит грустить – осень тоже прекрасна,
Без нее скучно жить, это каждому ясно.

Угощение гостей и ребят (Осень угощает гостей и детей конфетами из корзинки). Осень прощается с детьми. Дети уходят в актовый зал, где продолжается праздник “Золотой калейдоскоп”.