Технология деятельностного метода на уроке русского языка

Разделы: Начальная школа


Система: традиционная.

Программа: “Школа 2100”.

Предмет: русский язык.

Класс: второй.

Авторы учебников: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.

Тип урока: урок закрепления.

Вид урока: практикум.

Тема урока : “Разграничение приставок и предлогов”.

Цели урока:

  • способствовать осознанию существенных отличительных признаков приставок и предлогов;
  • закреплять умение определять черты сходства и различия в правописании похожих приставок и предлогов со словами;
  • воспитывать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы работы: словесный, практический, наглядный, работа с книгой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный.

Оборудование: учебник, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки опорных слов из разрезной азбуки, карточки с вопросами и заданиями.

Урок составила заместитель директора по УВР, учитель начальных классов МОУ г. Кургана “Средняя общеобразовательная школа № 5” Позднякова Светлана Александровна.

1. Организационный этап

    Проверить готовность детей к уроку.

У. - Я рада всех вас видеть.

- А ваши глаза говорят о том, что вы готовы активно работать на уроке и как обычно помогать друг другу.

- Запишите в тетради число, “Классная работа”.

2. Этап подготовки учащихся к восприятию учебного материала

У. - Попробуйте разобраться, что написано на доске?

Поплылапонебуполнаялуна (составлено из букв разрезной азбуки).

Д. - Предложение “Поплыла по небу полная луна”.

У. - Это предложение составил Вова Колесников, узнав о том, что в древних русских книгах все слова писали без интервалов.

- Как бы вы записали это предложение?

- Почему слова “по небу” надо писать раздельно?

- А “поплыла” слитно?

- Запишите предложение в тетрадь, выделите приставку, подчеркните пробел между предлогом и словом.

Один ученик выполняет задание на доске.

У. - Как вы думаете, какой ошибки при первоначальной записи можно было бы раньше избежать?

Д. - Раздельного правописания предлога со словом.

У. – Может, кто-то из вас уже догадался и назовёт тему урока.

Д. - Приставки и предлоги.

Уточнить: разграничение приставок и предлогов (открыть запись темы урока на доске).

У. - Какие умения будем закреплять?

Д. - Умения различать и правильно писать приставки и предлоги со словами.

У. - Чтобы успешно справиться с этой целью, давайте вспомним то, что знаем о приставках и предлогах.

    Выдать карточки с опорами (приставка, предлог, часть слова, отдельное слово, пишется слитно, пишется раздельно, служит для образования новых слов, служит для связи слов в предложении) для составления таблицы на доске и карточки с вопросами для работы в динамических парах (ДП) (1. Что такое приставка? 2. Как приставка пишется со словами?3. Что такое предлог? 4. Как предлог пишется со словами?).

    Одновременно один ученик составляет на доске таблицу, а остальные ребята отвечают на вопросы, сверяют их с эталоном, данным на обороте карточки, выслушивают ответы товарищей, исправляют неточности, при необходимости помогают.

    Организовать проверку выполненного на доске задания.

У. - Какими сведениями можно дополнить таблицу?

Д. - Приставка употребляется со словами, обозначающими действие предмета.

- Между предлогом и словом можно поставить другое слово или вопрос.

    Оценить индивидуальную работу ученика.

У. - У приставки и предлога так много отличий.

- А что у них может быть общего?

Д. - Написание.

У. - Какие одинаковые по написанию предлог и приставка есть в предложении Вовы Колесникова?

Д. По.

У. - Какую гласную букву нужно писать в этом предлоге и приставке?

- Пропишите полстроки букву о, чередуя соединительные штрихи.

    Показ образца на доске.

    Дети прописывают буквы в тетради.

У. - Запишите ниже предлоги с гласной буквой о.

Ребята самостоятельно записывают предлоги.

У. - Какие предлоги вы записали?

Д. - По, про, до, от.

    Названные предлоги записать на доске.

У. - Вспомните, с какими предлогами мы работали на предыдущем уроке, и назовите гласную букву, которая встречается в некоторых предлогах.

Д. - Гласная буква а.

У. - Пропишите до конца первой рабочей строки букву а. Ниже запишите предлоги с этой буквой.

    Учащиеся прописывают букву и записывают предлоги.

    Проверить работу детей. Названные предлоги (за, на, над) записать на доске.

У. - Чем ещё могут быть эти сочетания?

Д. - Приставками.

У. - Что объединяет гласные в этих приставках, несмотря на то, что они разные?

Д. - Гласные безударные.

У. - Какие ещё одинаковые или похожие предлоги и приставки можете назвать?

Д. - У, с.

У. - Запишите их.

3. Этап закрепления знаний и способов деятельности

У. - Откройте учебник на с. 88 и найдите в упражнении 141 предложение Вовы Колесникова, в котором есть предлог и приставка с гласной буквой о.

Д. - Добрый доктор Айболит добрался до обезьян.

У. - Запишите его, комментируя.

    Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради.

У. - Поставьте ударение в словах.

- Что объединяет гласные в приставке и предлоге до?

Ученик. - Гласные о безударные.

    Оценить ответ ученика, который комментировал и отвечал.

У. - Найдите и запишите предложение с предлогом и приставкой за.

    Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради предложение: “Заяц зашёл за другом ёжиком”.

У. - Найдите грамматическую основу предложения.

Ученик. - Заяц зашёл.

У. - Что обозначает слово с приставкой?

Ученик. – Слово “зашёл” обозначает действие предмета.

    Оценить ответ ученика.

У. - Какое предложение ещё не разобрали?

Д. - Срывал ветер с деревьев сухие листья.

У. - Вы согласны с таким порядком слов в предложении?

Д. - Нет.

У. - Как грамотно составить предложение?

Д. - Ветер срывал с деревьев сухие листья. Или: ветер срывал сухие листья с деревьев.

У. - Запишите предложение правильно.

    Один ученик комментирует, работая у доски, остальные записывают в тетради.

У. - Найдите слова с одинаковой орфограммой.

Ученик. - В словах “деревьев, листья” пишем разделительный ь.

У. - Как с одним из них записали предлог?

Ученик. - Раздельно.

У. - Почему?

Ученик. – Между предлогом с и словом “деревьев” можно поставить ещё слово или вопрос: “С каких деревьев?”.

    Оценить ответ ученика.

У. – Ещё раз обратите внимание на рассмотренные примеры и назовите черту сходства и черты различия в правописании похожих приставок и предлогов.

Д. Черта сходства: одинаковые безударные гласные.

    Черты различия: приставки пишутся слитно со словами, в том числе и со словами, обозначающими действие предмета, предлоги пишутся со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

Провести физминутку для глаз.

    Организовать работу по карточкам в вариационных парах (ВП) на материале упражнения 139 на с. 87.

У. – Прочитайте предложение. Запишите, раскрывая скобки. Выделите приставку и пробел между предлогом и словом. Проверьте по эталону, данному на обороте карточки, при необходимости исправьте ошибки. Поработав устно с партнёром, обменяйтесь карточками, запишите следующее предложение, выделив приставку и пробел. Аналогично продолжайте работу с другими партнёрами.

    Дети должны записать следующие предложения:

1. С крыши сбросили снег.

2. От остановки отъехал трамвай.

3. Ребята пропели песню про школу.

4. У Кати убежал ручной ёжик.

4. Этап контроля и взаимопроверки

    Предложить детям найти на с. 88 упражнение 140 и прочитать задание.

    Дети читают задание и предложения. Объясняют правописание приставок и предлогов со словами.

У. - Что такое “буйки”?

    Один ученик работает индивидуально с толковым словарём С. И. Ожегова, находит значение слова “буй”.

Ученик - Буй - сигнальный плавучий знак (поплавок) для обозначения отмели, места для плавания, места рыбацкой сети.

У. - Закройте учебники и запишите предложения под диктовку.

- С деревьев слетали последние листья.

- Игорь и папа заплыли за буйки.

- Маша прочитала книгу про животных.

    Организовать взаимопроверку в статических парах (СП) по учебнику (дети обмениваются тетрадями и проверяют работу партнёра по учебнику).

У. - Кто написал без ошибок?

    Дети поднимают руку, если работа выполнена ими без ошибок.

У. - С какими похожими предлогами и приставками из записанных в начале урока мы не встретились в процессе работы?

Д. - На, над.

У. - Приведите свои примеры слов с этими предлогами и приставками.

    (При затруднении показать действия реально: написать на доске, надписать над словом)

Д. – Нарисовал на асфальте, нашёл на полке (поляне), написал на доске, надписал над словом (числом).

5. Этап обобщения и систематизации знаний

У. - Как различать похожие предлоги и приставки?

Д. - Предлог - это отдельное слово. Пишем его со словами раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

- Приставка - это часть слова, поэтому пишем со словом слитно.

6. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Дети одновременно с учителем записывают задание на дом: с. 89, задание № 1 (устно), с. 90, задание № 5 (письменно).

У. - По желанию выполнить задания после текста упражнения.

- Есть ли вопросы? Всё понятно?

    Ученики при необходимости задают вопросы.

7. Этап подведения итогов урока

У. - Как вы считаете, сумели ли мы достичь названной в начале урока цели: закрепить умение различать и правильно писать приставки и предлоги со словами?

Д. - Цели достичь сумели.

У. - Докажите это на примерах.

    Дети приводят свои примеры.

    Оценить работу некоторых учащихся на уроке.

У. - Спасибо за работу на уроке! Мне было очень приятно общаться с вами!