Методическая разработка урока "Семья в современном мире"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • Добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, попытаться предложить их решение.
  • Развитие навыков работы с текстом документов, данными статистики, навыков работы в группах.
  • Воспитание добропорядочных супругов, заботливых родителей.

Оборудование:

Ход урока:

Организационный момент.

Цель:

  • создание благожелательной атмосферы, рабочего настроя, ситуации успеха
  • приветствие, определение отсутствующих
  • пожелание работать активно, целеустремленно

Актуализация полученных ранее знаний.

Цель: повторение основных терминов, погружение в тему урока.

  • Объясните, что такое социальная дифференциация.
  • Что лучше отражает положение общества: деление на классы или деление на страты? Почему?
  • Что обозначает термин “мобильность”, “социальная мобильность”?
  • Какие формы мобильности существуют в обществе? Приведите примеры.
  • Что может являться “социальным лифтом” в обществе?

Изучение нового материала.

Учитель. Мы все живем в обществе. Общество состоит из огромного количества элементов и подсистем. Давайте вспомним схему динамической системы (общества).

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой отношений супругов. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Сегодня мы будем рассматривать один из социальных институтов – семью.

Каждый из нас является членом семьи. Кто не создал своей семьи – живут с родителями, братьями, сестрами.

Семья – это первичная ячейка общества.

Создание семьи – одна из фундаментальных потребностей человека.

Семья выполняет исключительно важную функцию – воспроизводство рода и воспитание детей.

В самом главном документе РФ – Конституции этот момент законодательно закреплен.

Задание 1: Откройте Конституцию на странице 13, прочитайте статью 38.

Основным источником семейного права является Семейный Кодекс – свод норм права, регулирующий семейные отношения. Семейный Кодекс введен в действие 1 марта 1996 года.

Задание 2: Прочитайте статью 1, пункт 1 Семейного Кодекса

В статье 2 Семейного Кодекса РФ определены отношения, регулируемые семейным законодательством.

Задание 3: Прочитайте статью 2 Семейного Кодекса

Несмотря на столь сильную законодательную базу, в современном обществе много проблем, касающихся семьи. Я предлагаю вам, работая в мобильных группах, обозначить эти проблемы. Выделить главные, используя статистические данные и свой жизненный опыт. По истечении 10 минут каждая группа по очереди назовет вскрытые проблемы.

( работа в группах 10 минут)

Проблемы:

  • Жилищные проблемы – отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.
  • Омоложение брачного возраста.
  • Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка – отказ от него.
  • Участившиеся случаи воспитания детей в неполных семьях.
  • Социальные проблемы – низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.

Учитель: Проблемы обозначены, частично государство решает их на самом высоком уровне:

Государственное решение проблем:

Ст. 62 Семейного Кодекса – закрепила возможность юридического оформления семьи несовершеннолетним по достижению 16-летнего возраста в связи с индивидуальными обстоятельствами.

С 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.

Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос.

Однако в реальной жизни их отнюдь не становится меньше. Продолжая работу в группах – предложите собственные варианты выхода из кризиса.

( работа в группах 7 минут)

Учитель: Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Семья – это и результат, и еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека.

Домашнее задание.

  • Параграф 17, пункт 5.
  • Напишите сочинение-рассуждение на тему “Моя будущая семья”

Используемая литература:

  1. Конституция РФ. М. Проспект.1999.
  2. Семейный Кодекс РФ.
  3. Журналы “Российская Федерация сегодня”. 2005-2006 г.
  4. Л.Н.Боголюбов. “Человек и общество”. М. Просвещение. 2006.