Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Стихотворение Д.Самойлова "Красная осень"

Разделы: Начальная школа


Цель :

  • Обучающая: Продолжить обучение детей выразительному чтению, умению анализировать произведение; отрабатывать технику чтения.
  • Развивающая: Развивать речь учащихся, образное мышление, культуру речи.
  • Воспитательная: Воспитывать такие черты характера: доброту, нежность; умение видеть красоту природы.

Ход урока

1. Организация художественного восприятия произведения.

- Сегодня мы начнем урок с вопроса: “Где живет красота?”

Попытайтесь ответить на этот вопрос. (Высказывание детей).

- Красота живет на земле!

Когда человек появился на земле и впервые увидел, услышал, почувствовал красоту ему захотелось передать это людям.

- А как он мог это сделать? (высказывание детей)

- Так родилось искусство слова.

Ребята, когда вы слышите, видите, чувствуете красоту какое у вас возникает настроение ?

- По словарю настроений подберите подходящие слова (2-3 слова), запишите в тетрадь и покажите цветом.

- У кого осеннее настроение? (если нет, то у учителя).

- Дома вы готовили выразительное чтение рассказа С.Аксакова “Осень”. (дети читают)

- У кого еще появилось осеннее настроение? Давайте закроем глазки и постараемся услышать красоту осени:

- постарайтесь услышать шепот осенних листьев;

- постарайтесь почувствовать дуновение осеннего ветерка.

- За окнами осень !

Пришла осень и к нам в класс. (Дети читают стихи, выученные заранее)

А.С.Пушкин.

“Октябрь”.

Октябрь уж наступил-
Уж роща отряхает.
Последние листы с
Нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад,
Дорога промерзает,
Журча еще бежит
За мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…

А. Майков.

***

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Всё гибнет, всё гибнет!
Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый,
Конец наш пришёл!”
Не слышит тревоги их
Царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила
Для новой весны.

- Кружат осенние листья. (написано на доске)

- Как произнесет эту фразу человек, которому безразлично это событие?

- Которому неприятно это событие?

- Как произнесете эту фразу вы дети, которые рады круговороту осенних листьев ?

(Дети отвечают.)

- Представьте, что вы с мамой:

1.Оказались на лесной поляне. И ты вдруг увидел, как начался листопад. Листья закружились словно в хороводе. Вы боитесь испугать листочки, но хотите об этом сказать маме.

(Дети говорят шепотом.)

2. А если вы хотите сказать об этом всему миру? (Дети говорят громко.)

Мы с вами ребята, пытаемся представить картину осеннего леса. А еще более полнее увидеть и почувствовать красоту осеннего леса нам поможет поэт Давид Самойлов.

2. Новый материал.

Прослушайте внимательно стихотворение Давида Самойлова “Красная осень”. (Читает учитель.)

Внезапно в осень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось
Готовое на муку и на риск.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нём расположилось
Две тысячи полуоткрытых уст.
Внезапно красным стал окрестный лес
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своём спокойном благородстве…
- Какое настроение овладело вами?

(Дети выбирают подходящие слова по словарю настроений).

- К уроку вы должны были в толковом словаре найти значения слов. (Дети зачитывают слова и их значения.)

- Мука – сильное страдание, физическое, нравственное, душевное.

- Уста - рот, губы.

- Отсвет – отблеск, отраженный свет.

- Окрестный – находящийся рядом, вокруг.

- Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

- Самоотверженный –это жертвующий своими интересами ради других, героический .

- Эти слова встречаются в стихотворении

-Соблюдая знаки препинания, прочитайте стих вполголоса, а затем вслух..

(Дети читают)

Физкултьминутка.

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем -
Это так птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.

Анализ стихотворения. Работа по строфам .

- В какой строфе поэт создаёт свою картину осени. Чем же они отличаются ?

1. Прочитаем первую строфу.

  • Как вы понимаете 1 строчку?
  • Раз поэт пользуется словом “внезапно”, значит до этого какая была картина осени ? (спокойная, с зелёно – жёлтыми оттенками).
  • С чем сравнивает поэт осенний лист? (с сердцем)
  • Как вы понимаете 2 и 3 строку? (оголилось без защиты и готово страдать).
  • Поэт создаёт удивительно выразительный образ: как – будто в живой лес воткнули кинжал, вскрыли его грудную клетку и обнажилось ярко- алое сердце.
  • С чем сравнивается лес?– живым.
  • С чем сравнивается единичный алый лист? – с сердцем.
  • Как называется такое сравнение? – олицетворение.
  • В первой строфе поэт создаёт образ – олицетворение – какую словесную можем нарисовать картину? (ответы детей)

2. Прочитаем 2 строфу.

  • Какой образ создаёт поэт? (олицетворение).
  • Какое сравнение мы наблюдаем? (куст – живой, листья – уста).
  • Какую словесную картину можем нарисовать? (ответы детей)

3. Читаем 3 строфу.

  • Как воспринимается красный цвет в этой строфе? (цвет – победитель, главный основной цвет леса).
  • Картина красного леса воспринимается спокойно, празднично.Что вы хотите сказать о настроении? (ответы детей)
  • Чем отличается настроение в первой и последней строфе? В первой строфе – тревожное – Какие слова подтверждают? –(внезапно, вкрался, сердце готовое на муку, обнажённое сердце). В последней строфе – праздничное, радостное.
  • Слово “внезапно” уже не содержит такого оттенка неожиданности как в первой строфе.
  • Какими строчками создаётся настроение? (последними)
  • Картина красного леса, создаёт праздничный образ единого целого (лес и небо).
  • Какой оттенок приносит слово “ внезапно” и в какую картину осени?

В первой строфе:

  • Внезапно в сочетании с каким словом? (вкрался) (неожиданность, испуг) – красный цвет вкрался помимо воли леса.
  • Прочитаем с выражением.

Во второй строфе:

  • Внезапно вспыхнул (уже нет такой неожиданности).
  • Что произошло с раной леса? (она разрослась). Разрослось алое пятно.
  • Прочитаем выразительно.

В третьей строфе:

  • Внезапно стал.
  • Как воспринимается это слово? (уже привычно). Зона красного цвета увеличилась и охватила всё пространство.
  • Прочитаем с выражением.

- Всё стихотворение прочитает выразительно каждый. Вполголоса.

- Читаем вслух . (читает 1 ученик)

- Читаем вслух по строфам.

- Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, жёлтый, смысл стихотворения изменился бы? (ответы детей)

- Какие же разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении “Красная осень”? (ответы)

- Красный цвет используется и как цвет крови и как цвет (нарядный) праздника. (шара, знамя)

- Символизирует рану, красоту, нарядное убранство.

- Это цвет противоречий.

- Какое настроение он вызывает? (праздник, жуткое, мрачное)

- А у жёлтого цвета нет таких противоречивых сравнений?

Театральная минутка.

- Представьте что вы в театре, в котором звучит наше стихотворение. (у доски ученик читает стихотворение)

3. Заключение.

- Давид Самойлов старался помочь вам увидеть, услышать и почувствовать красную осень.

- Смогли мы ребята, с вами услышать осень?

- Почувствовать?

- Увидеть? (ответы детей)

- Я очень рада.

- Но старался не только поэт, но и композитор Пётр Ильич Чайковский.

- Он написал музыку “Октябрь ”.

- Почему я вам предлагаю эту музыку? (в октябре лес одевает красный наряд).

(Звучит тихо музыка, и один из учеников читает стих.)

А.С.Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

- Наш урок подходит к концу. Какое у вас теперь настроение? (записывают и обозначают цветом, зачитывают вслух).

- Осенним ветерком к нам в класс занесло эти листочки, кто желает сорвать их?

(На доске прикреплены 6 листочков. Дети выходят, срывают и читают задания).

Задания:

- “Считаем слова (по незнакомому тексту) -

  • одновременно дети читают и считают вслух слова (первую строчку, потом первую строфу). “Буксир (текст раздается на карточке)
  • учитель читает набирая скорость чтения, дети следят, кто отстает, тот на “буксире”.

- “Кенгуру” -

  • дети читают начало предложения, середину, конец и отвечают на заранее поставленный вопрос, (затем читают уже 2-3 предложения).

- “Скороговорка” -

  • дети читают тест скороговоркой.

- “Выразительное чтение” - дети читают по желанию любую строфу.

- “Стих наизусть” - домашнее задание.

- Я надеюсь ребята, когда вы теперь зайдете в лес, увидите красный цвет, красный куст, красный лист, вы вспомните наш урок и сумеете услышать, почувствовать и полюбить осенний лес.