Урок-праздник в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Воспитывать интерес к предмету “Грамота”;
  • Учить детей работать самостоятельно, а также в коллективе, проявлять взаимовыручку;
  • Проверить знания учащихся о звуках, буквах, умение проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить знак ударения, решать примеры и задачи.

 Это урок-праздник. Часто такие уроки не проводят. Лучше всего после изучения нескольких тем, как урок-зачет. Этот урок проводили, когда были изучены все буквы алфавита, освоен счет в пределах 10, а также примеры вида 10+3, 13-3, 13-10.

Дети рассаживаются по командам по схеме:

У каждой команды имеется набор всех букв русского алфавита (набор изготавливают родители); размер карточки 80*60, а также большие наборные полотна. Результаты работы каждой команды должны быть видны другим командам. У каждого ребенка имеется самодельный пенал, в котором находится набор цифр, арифметических знаков, квадратики зеленого, синего и красного цветов для звуко-буквенного анализа, касса букв, ручки, фломастеры.

В 1 классе на любом уроке за правильный ответ ребенку учитель дает фишку. Это может быть какая-либо геометрическая фигура: круг, квадрат и др., просто нарезанные из старых открыток. В конце дня фишки подсчитываются и у кого их окажется больше, тот и будет на этот день “Молодец”. Ему хлопают в ладоши, поздравляют. Ребенок доволен, получает массу положительных эмоций. Другим тоже хочется, и они стараются на другой день стать “Молодцом”.

ХОД УРОКА

Объявляется тема урока, цели.

1 КОНКУРС: “ЗНАТОКИ БУКВ”

Учитель задает вопросы, дети поднимают карточки с буквами (вопросы предполагают несколько правильных ответов)

- Покажите не гласную букву (каждый из детей должен взять букву, показать ее команде и получив согласие товарищей, поднять ее).

- Покажите согласные не звонкие (п, ф, к, т, ш, с, ч, ц, ч, щ).

- Покажите согласные, не имеющие твердой или мягкой пары (ж, ш, ц, щ, й, ч).

- Покажите гласные, которые пишутся после мягких согласных (я, ё, ю, е, и).

- Покажите гласные буквы, которые обозначают звук [у] (у, ю).

Итоги 1 конкурса: если на поставленный вопрос все дети в команде ответили верно (т.е. показали все буквы верно), то команде присваивается 5 баллов (выдается 5 кружков). За каждую неверно поднятую букву минусуется 1 балл. Максимальное количество баллов за 1 конкурс – 25 баллов.

2 КОНКУРС “ЗНАТОКИ ЗВУКОВ”

Устная коллективная работа

Учитель называет каждой команде слово, команда должна ответить словом, в котором столько же звуков по количеству.

Например:

  • Стол – бант
  • Волк – стул
  • Моль - мак
  • Ёж – рог
  • Соль – кот
1 команда 2 команда 3 команда 4 команда 5 команда
Стол –

Ёж -

Волк –

Моль -

Мак –

Яма -

Бант –

Соль -

Торт –

Юла -

Итоги 2 конкурса: этот конкурс коллективный. Поэтому за верно названные слова начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 2.

3 КОНКУРС “ЗНАТОКИ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА”

Этот конкурс индивидуальный. Каждому участнику дается карточка с напечатанным на ней словом. Ребенок должен составить звуко-буквенную схему этого слова на индивидуальном наборном полотне. С работой должен справиться каждый. Отстающим помогают сильные учащиеся – командиры. Учитель увидит, к кому из ребят подходили командиры, сделает себе пометку, с кем еще нужно доработать этот материал. Важно, чтобы на празднике не было чувства ущербности. Ребенок должен чувствовать в коллективе поддержку, взаимовыручку. Задача учителя – проследить, чтобы слабоуспевающим не достались для звуко-буквенного анализа трудные слова, такие как ящик, ёлочка и др.

Предлагаемые слова для звуко-буквенного анализа:

Марка

Имя

Пальма

Речка

Нора

Нитки

Нос

Санки

Луна

Лиса

Коньки

Бант

Рысь

Рыбка

Чайка

Рога

Ноги

Налим

Дятел

Тина

Флаги

Малина

Душ

Бинт

Роса

Итоги 3 конкурса: оценивается каждая работа ученика. За верно выполненную работу – 2 балла, с недочетами – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

4 КОНКУРС “ЗНАТОКИ СЛОВ”

Дифференцированная работа. Индивидуальный конкурс – разгадывание зашифрованных слов, деление их на слоги и постановка ударений.

Итоги 4 конкурса: ребенок получит 5 баллов, если выполнит работу без ошибок.

1 команда

торт тот торт рот
раки рак старики старик
стерка терка астра тара
урок рок ракетка ракета
корка кора крики крик
уроки руки
крот Рот

2 команда

б – 1,9 з – 5 е – 2 ё – 4 и – 4
и – 10 р – 3,7 н – 11 а – 6,12 я – 8
1 2 3 4 5 6   7 8 9 10 11 12
                         

3 команда

  • пналилконалпеплпеналпенпе
  • пелипесяпесняпенянеспяняли
  • патляпикапалакалапкаляпка

4 команда

стри жи

ши

ло би

ди

рюза
эта вот вет
мы лет ван
шала повник дон
чи пы нозавры
сер
пломат

5 команда

  3 4 5 1 4
комар          
  3 2 1 4 5 6
карета            

 5 КОНКУРС “ЗНАТОКИ ПРИМЕРОВ”

Индивидуальный конкурс. Каждый получает карточку с примерами и вписывает ответ.

Примеры:

5+3=

7-2=

10+4=

0+7=

6-2=

8+1=

9-4=

12-2=

4+4=

4+3=

5-5=

10+2=

7-2=

9+1=

8-4=

13-3=

2+2=

6-0=

2+7=

6-3=

10+5=

8-3=

7-1=

6+4=

11-1=

3+3=

9-5=

4+2=

6-2=

5+4=

7-3=

8+2=

10+5=

9-1=

13-10=

6+0=

7+2=

8-3=

6+4=

9-2=

5+3=

10-7=

12-10=

5+5=

8-0=

Итоги 5 конкурса: максимальное количество баллов команде – 25, игроку – 5. За ошибки в ответах примеров баллы снижаются.

6 КОНКУРС “ДОПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ”

Каждая команда получает карточку. Детям необходимо дополнить условие задачи числами, другими компонентами, затем ее следует решить на большом наборном полотне. Чтобы заработать 5 максимальных баллов, представителю команды нужно рассказать, как они дополнили задачу и как решили ее, сказать ответ задачи. Если будут допущены неточности, то баллы снижаются.

 Задачи:

  • Купили ___ булочки с маком и столько же с изюмом. Сколько булочек ….?
  • У Ани __ листьев, а у Тани на 2 __. Сколько листьев у Тани?
  • На 1 полке было __ книг, а на 2-ой на 3 __. Сколько книг на 2-ой полке?
  • Федя нашел в лесу __ подосиновика и __ сыроежки. Сколько грибов ______?
  • В комнате __ стульев. __ стульев вынесли в коридор. Сколько стульев ______?

7 КОНКУРС “ЗНАТОКИ СКАЗОК”

У каждой команды свой конверт. В нем карточки с предложениями (по числу членов команды). Дети берут каждый по карточке, читают шепотом, затем вслух. Все вместе составляют предложения по порядку, чтобы получилась известная сказка. Командир сам читает предложения, либо поручает кому-то из членов команды. Потом он рассказывает продолжение сказки и называет ее.

В этом конкурсе нужно проследить, чтобы слабоуспевающим детям не достались трудные, длинные предложения. С этим конкурсом должны справиться все. Не нужно брать мало известные сказки. Лучше всего взять русские народные, например “Колобок”, “Волк и козлята”, “Маша и медведь”, “Репка”, “Лисичка-сестричка и серый волк”.

Предлагаемые предложения:

  • “Жили-были старик со старухой”. “Просит раз старик”, “Испеки, старуха, колобок!”, “Из чего печь-то? Муки нету!” “Ты по коробу поскреби, по амбару помети – вот и наберешь на колобок!”.
  • “Жила-была коза с козлятами”. “Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную”. “Как только уйдет – козлятки запрутся в избушке и сами никуда не выходят”. “Воротится коза, постучится в дверь и запоет”. “Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся!”.
  • “Жили были дедушки да бабушка”. “Была у них внучка Машенька”. “Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды”. “Дедушка, бабушка, отпустите меня в лес по грибы, - говорит Машенька”. “Иди, только от подружек не отставай, - отвечают дедушка с бабушкой”.
  • “Посадил дед репку”. “Выросла репка большая-пребольшая”. “Стал дед репку из земли тащить”. “Тянето-потянет, вытянуть не может”. “Позвал дед на помощь бабку”.
  • “Жили-были дед да баба”. “Однажды дед поехал на рыбалку”. “Наловил рыбы, и везет домой целый воз”. “Вдруг видит, лисица лежит на дороге”. “Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она точно мертвая”.

Подведение итогов урока

Подсчитать количество кружков в индивидуальном “банке” у игроков каждой команды, затем все фишки сложить. Лучшего игрока наградить медалью “Лучший грамотей”. Лучшую команду наградить медалями “Знаток Грамоты”. Всех же детей наградить сладкими подарками.