Их имена в названиях улиц, скверов, площадей

Разделы: История и обществознание


В приложении 1 представлена презентация для проведения открытого урока. (Приложение 1)

В приложении 2 представлен материал для команд, участвующих в уроке. (Приложение 2-1, Приложение 2-2, Рисунок 1)

В приложении 3 изложена информация для справочной службы. (Приложение 3-1, Приложение 3-2)

В приложении 4 предоставляется материал для жюри. (Приложение 4-1, Приложение 4-2, Приложение 4-3)

Цель: расширить знания о знаменитых людях, в честь которых названы улицы города.

Задачи:

  • Образовательная: расширить исторические знания об улицах города, названых в честь знаменитых людей, географические знания – местонахождение улиц, памятников культуры и архитектуры, их приуроченность к районам.
  • Развивающая: формирование личных качеств школьников: тренировка памяти, развитие умений в осуществлении таких мыслительных операций, как синтез, сравнение, сопоставление, выделение главного, обобщение, выводы.
  • Воспитательная: реализация патриотического воспитания, через знакомство с судьбой знаменитых людей родного города, сыгравших огромную роль в культуре, политике, науке нашей Отчизны.

Оборудование: ИТО, дополнительная литература, фотографии, план города.

Ход мероприятия

I Вступление:

Сегодня редакция нашего журнала решила провести игру по теме “Их имена в названиях улиц, скверов, площадей”, которая выявит самых эрудированных читателей.

Познакомимся с участниками:

  • две команды читателей: синие и красные (ученики старших классов).
  • зрители – гости, жетоны (красные и синие) в ваших руках дают право участвовать в игре на стороне той или иной команды.
  • справочная служба
  • жюри

II Ход игры:

Страница 1 – Кто? Где? Когда? (слайд 2)

Задача команд в этом конкурсе определить, о каких деятелях идет речь в предложенных заданиях и где находится улица, названная именем этого человека. Команда должна ответить сразу, если у команды нет верного ответа право ответа переходит противоположной команде, если ответа нет - на помощь приходят зрители. (после каждого правильного ответа на экране появляется ФИО деятеля). Начинаем с команды синих. Жюри оценивает правильный ответ команды 2 балла, дополнительный ответ зрителей 1 балл.

Наибольшая сумма балла в этом конкурсе 6 баллов.

Подведение итогов первого конкурса. (на доске результаты первого конкурса)

I команда

Красноярский писатель; один из основоположников Красноярского отделения Союза писателей; его произведение “Аромат земли”, “Лесная жизнь”, “В краю далёком” повествуют о трудной но богатой “маленькими радостями” жизни охотников, таёжников, звероловов и рыбаков. Его именем названа улица в Зеленой Роще.

(Устинович)

II команда

Советский партийный и государственный деятель; с 1907 года член ЦК РСДРП; за активную революционную деятельность был сослан в Сибирь – село Бельское ,Енисейского уезда, с Тасеево; был одним из руководителей октябрьской революции в Петрограде (1917г.); с декабря 1917 председатель ВЧК; с 1919 - нарком внутренних дел. Его именем названа улица в центре. (Дзержинский)

Интернационалист, активный участник Гражданской войны в Красноярском крае. Родился в Венгрии; в 1918-м участвовал в боях с белочехами на Мариинском фронте; после падения красного фронта был схвачен, заключен в Мариинскую, затем в Красноярскую тюрьму, бежал, принял командование партизанским отрядом под руководством Щетинкина; на Южном фронте воюет против Деникина, Врангеля; известный венгерский писатель (написал роман “Добердо” о ПМВ); участвовал в национально-революционной войне в Испании (Под псевдонимом Лукач). Настояшее имя Бела Франкль. (Мате Залка) 2. Герой Советского Союза; генерал майор авиации; участник спасения челюскинцев (1934г.); впервые совершил полёт с Диксона до Красноярска (1929г.); в годы ВОВ – командир авиадивизии.

(Молоков)

Герой Гражданской войны; активный участник установления Советской власти в Красноярске, Енисейской и Иркутской губернии, в Забайкалье; в годы Гражданской войны командовал Советскими войсками в Забайкалье, которые вели борьбу с бандитами атамана Семенова и чехами; в 1919-1920 гг. возглавил партизанские движения на Дальнем Востоке; захвачен японскими интервентами во Владивостоке; зверски замучен белогвардейцами и японцами 1920году; улица в Советском районе.

(Лазо)

3.Революционерка. За пропагандистскую революционную деятельность была выслана в Сибирь (с. Казачинское, Минусинск); во время революции – председатель Красноярского уездного совета крестьянских депутатов. В начале 1917 вступает в партию большевиков. С ноября 1917 года возглавила организацию Красногвардейских отрядов и дружин в Красноярской и Енисейской губ. В июне 1918 года во время мятежа чехословацкого корпуса убита на берегу р. Кача. Улица в центре города.

(Лебедева)

2 страница – конкурс картографов (слайд 3 – карта центра города)

Командам раздаются карты города, без названий улиц, которые необходимо подписать, для ориентировки предлагаются известные памятники культуры и архитектуры.(Рисунок 1) Время выполнения 2 минуты. По истечении времени 2 человека из команды представляют результаты работы (один держит план, второй отвечает). Начинаем с красной команды 1. улица названа - ….. и т.д. (справочная служба приходит на помощь)

На экране появляется карта города. (4 слайд). Дополнительные задания для команд:

На карте цветом команд(синие – Каратанов, красные - Урицкий) выделены названия улиц, что вы можете сказать об этих личностях. (помощь справочной службы)

Стоимость правильного ответа – 1 балл, наибольшая сумма балла в этом конкурсе 11 баллов. За дополнительное задание дается 1 балл.

Подведение итогов второго конкурса. (на доске результаты второго конкурса)

3 страница – “фотоконкурс” (домашнее задание)

Командам даны были задания принести фотографии культурных памятников, расположенных на улицах названых в честь знаменитых людей. Команда-соперник должна в ходе конкурса определить объект, улицу, район ее местонахождения, в честь кого названа эта улица. Каждой команде необходимо было подготовить по одной фотографии(или более). Фотографии представляется поочередно. Если у соперников нет верного ответа, команда дает ответ сама. Начинаем с команды синих.1-ый слайд команды синих– Покровская церковь улица Сурикова, 2-ой слайд команда красных– кинотеатр “Пикра” улица Перенсона, и т.д.

Жюри оценивает правильность конкурса следующим образом: полный ответ- объект, улицу, район ее местонахождения, в честь кого названа эта улица – 2 балла, неполный ответ – 1 балл.

Подведение итогов третьего конкурса. (на доске результаты третьего конкурса)

4 страница – “Великолепная пятерка”

Суть конкурса состоит в следующем: из предложенного списка названий улиц выбрать не менее пяти, объединенных общим признаком.(14 слайд – со списком улиц для команд).

Каждая правильно названная улица оценивается в два балла. Время работы команд – 1 минута. Правильные ответы выделяются в предложенном списке, указывается признак.

Команды поочередно озвучивают выполненные задания, начинаем с команды красных. Обращаемся к жюри: верно выполнено задание? Если не верно мы просим помочь зрителей. Далее команда синих. Обращаемся к жюри: верно выполнено задание? Если не верно мы просим помочь зрителей.

Подведение итогов четвертого конкурса. (на доске результаты четвертого конкурса)

Подведение общего итога игры.

Заключительное слово

Я надеюсь, ваши знания об улицах города и их названиях пополнились, и они вам помогут лучше ориентироваться в родном городе и его истории.