Интегрированный урок по математике и развитию речи на тему "Многозначимые числа" (по системе Л.Занкова). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


“Если у народа нет культуры, его существование бессмысленно”. Д.С. Лихачев.

Мы знаем, что эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая имеет свои уникальные черты. Ощутить дыхание жизни наших предков помогают нам народные традиции, выраженные в материальных и духовных памятниках. “Ведь древние цивилизации – не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их достижения – часть современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознания себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями”.

Что же составляет содержание народной культуры? Это, прежде всего, фольклор – устное народное творчество: сказки, героический эпос, пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, музыкально-песенное искусство; народная игрушка, промыслы, объединяющие в себе труд и искусство.

Особенностью фольклора является ярко выраженная региональная принадлежности и историческая конкретность. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен.

Передаваясь от поколения к поколению в устной, а позднее и в письменной форме, народная культура сохранила трудовые, семейные, празднично-трудовые традиции. “Русские песни, предания, пословицы… наконец, русские сказки заслуживают большого внимания; они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности”.

В народном творчестве сказка – вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы и не замечаем, как оказываемся во власти удивительного вымысла. Мир сказки, казалось бы, не имеет ничего общего с действительностью: кентавры в мифах Древней Греции – полулюди, полукони; Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга – в русских сказках. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем фантастический вымысел заключает в себе, как говорил М.В. Ломоносов, “идею обыкновенную и натуральную”. Добром и зло ведут в сказке постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни – это и есть правда сказки, своим содержанием она всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывая отстаивать справедливость, добро и человечность. Вот и получается, что в сказках органично слиты правда и вымысел. “Сказка – ложь, да в ней – намек: добрым молодцам урок”.

Для сказки характерен специфический стиль: напевность, повторы (…В некотором царстве, в тридевятом государстве жили – были).

Сказки разных народов очень схожи между собой, и все же у каждого – они особенные.

Слушание и чтение сказки доставляет нам много счастливых минут, мы не устаем удивляться богатству народной выдумки.

До нам дошли многие сказки о животных, бытовые, волшебные, сатирические. В них народ высмеивает безделье, чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Сказка развивается и в наше время, отражая его достижения, его характер, особенности современного быта.

Героический эпос по форме и замыслу у всех народов очень близок к сказкам, но в нем действуют реальные люди. Например, князь Владимир – Красно Солнышко. Главные герои эпоса – богатыри, защитники Отечества, борцы за правду. Так, один из самых любимых народом “добрых молодцев” Илья Муромец – “удаленький”, “славный богатырь святорусский”, меткий стрелок, он храбр и смел, защитник народа.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества: выражает чувства, неповторимые движения души. Еще одно достоинство народной песни – ее всеобщность. Много песен создал и создает народ: пестушки и потешки для младшего возраста, колыбельные песни; заклички – детские песенные обращения к Солнцу, Луне, радуге, животным; прибауткам, небылицы.

Автора народной песни невозможно найти. Переносясь из одного места в другое, она изменяется, дополняется. Но всегда сохраняет душу народа его любовь к Родине, семье, природе, труду, из поколения в поколение радует человека и помогает ему жить.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы.

Афоризмы, пословицы, поговорки – чистейший, драгоценнейший родник родной мудрость. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки отражают быт, обычаи народа, климатические условия, в которых он живет. Например, в русских пословицах и поговорках очень распространенны мотивы зимней одежды, стужи: “По шубе узнавай зверя, а не человека”, “Из похвалы шубы не сошьешь, но похвала греет”.

Пословицы, поговорки сопровождают человека с самого раннего детства. Они обогощают нашу речь, развивают воображение.

Загадка – жанр народного творчества, который также относится к фольклорным формам. Ценность загадки – в их образности, художественности, этичности. Яркие, живые, красочно-аллегоричные образы загадок развивают смекалку, поэтический взгляд, логическое мышление. Благодаря таким поэтическим средствам языка, как метафора, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят в загадке волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – красной девицей с косой.

Метафора и сравнение в загадках даются в форме игровой задачи, требующей отгадки, сопоставления, сравнения. По содержанию загадок всегда можно судить о времени, в котором она родилась, о быте, главенствующих идеях. Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур, формируют представления о единстве мира и его закономерностях. Чаще всего в загадках фигурируют животные, какую мы находим в пословицах и поговорках. Они решают совершенно другие воспитательные задачи – это своеобразные тесты на сообразительность.

Важное место в народной культуре занимают народные промыслы – органическое соединение труда и творчества. В основе их возникновения и развития – бытовые потребности, но в то же время и восхищение гармонией и совершенством окружающего мира, потребность отразить все в своем творчестве. Человек как бы переносит окружающий мир в свой дом, в свою жизнь. Уже первобытные люди испытывали в этом потребность: украшали стены своих пещер рисунками со сценами охоты, быта, изображениями животных, растений, то есть всего того, что окружало человека, от чего зависела жизнь. Человек начинает изготавливать для себя простые украшения (бусы, браслеты и т.д.) из блестящих цветных камешков, цветов, диких плодов деревьев. Постепенно, шаг за шагом, век за веком его мастерство совершенствуется, складываются традиционные для народа промыслы.

Что же такое народный промысел? Прежде всего – жизненно необходимый труд, связанный с устроением жизни человека, будь то посуда, дом или девичье украшение. Но в то же время это искусство. Украсить дом деревянными кружевами и полотенцами, водрузить резного конька на крышу и петуха на ворота, да так, чтобы люди в восторге останавливались перед твоим творением, сможет далеко не каждый, а лишь истинный народный умелец, мастер, художник.

Славится народными промыслами Россия. Далеко за ее пределами известны изделия черненного серебра из Великого Устюга; на белом фарфоре расцветают невиданные голубые цветы гжельских мастеров; белые, как снег, и черные, как ночь, вьются узоры из-под коклюшек вологодских и Елецких кружевниц. Прославили Россию лаковые миниатюры Палеха, Федоскина, касменское литье, нежно-голубая ростовская финифть. А какое обилие народных игрушек! Здесь и прославленные деревянные матрешки, дымковская глиняная и деревянная Богородицкая игрушки. Ровесник Москвы, древний торговый город на творческой земле Новый Торг, позднее Торжок – центр золотошвейного искусства на Руси.

Особое место в художественном творчестве многих народов занимала мозаика из камня, стекла, керамики, кожи, ткани, меха, дерева.

Традиция – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Традиции зарождаются и долго утверждаются, бытуют в жизни.

В создании традиций важное место занимает обычай – привычка. усвоенное дело. В каждой местности – свои обычаи, обязательные к исполнению. “Свой обычай в чужой дом не вноси”; “Обычай крепче закона”, “Не сошлись обычаями – не бывать дружбе” - эти пословицы показывают, как уважительно, почтительно относились к обычаям наши предки.

Традиция – механизм передачи народной культуры от одного поколения к другому. Например, традиция гостеприимства, свадебные традиции, в которых отражаются представления народа о дружбе и любви, семье и браке. Особенно богаты у всех народов праздничные традиции.

Наши далекие предки – древние славяне – делили год на три праздничных периода: посев, уборка урожая и подготовка к новому посеву. Первый праздничный период начинался с февраля и включал праздники, посвященные рождающемуся Солнцу и прославлению великой Лады, его матери. Люди как бы готовились к встрече великого светила. А сама встреча была на Масленицу. Потом праздновали Троицу, и до 7 июля – дня Ивана Купалы – было особенное веселье: все весенние работы в поле завершались, а сенокос еще не начался. Вот и отдыхал народ перед трудными днями сенокоса и уборки урожая. 12 июля были Петровки (начало сенокоса), с 14 по 19 августа – Спасовки (начало сбора урожая), летний период завершал Покров (14 октября) – к нему заканчивались все полевые работы.

А с 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.

У наших предков Новый год начинался с марта, с таяния снегов, а не с 1 января, как теперь. Петр I изменил все российские летоисчисления и время празднования Нового года на 1 января. На Руси Новый год – самый веселый, самый любимый народный праздник. А за ним, 7 и 19 января, следуют два больших христианских праздника: Рождество Христово и Крещение. Между ними располагаются Святки.

За январскими праздниками следует Масленица.

Христианскому празднику Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Верующие в это время стараются делать добрые дела. Это время духовного и телесного очищения путем покаяния, благотворительности и отказа от мясной и молочной пищи, от вина и курения. Шестая неделя Великого поста завершается праздником, который в народе называется Вербным воскресеньем. В этот праздник проводились богатые шумные базары – начиналась подготовка к Пасхе.

Светлое Христово Воскресенье – Пасха – самый великий, самый торжественный и радостный весенний праздник, праздник обновления и спасения мира и человека, праздник торжества жизни, бессмертия, добра и света над злом и тьмою. Праздником праздников, торжеством торжеств называет народ Пасху.

Наряду с праздничной и обрядовой культурой у народа с языческих времен существовали свадебные и погребально-поминальные обряды. Различаясь деталями в разных территориях, даже в соседних селах, они сохраняли общее: способствовали сплочению семьи, сохраняли традиции, уважение к памяти предков.

Приложение 1