Проектно-инновационная деятельность учащихся в области IT-технологий

Разделы: Информатика


С 2000 года в школе в рамках реализации школьного компонента базисного учебного плана для учащихся среднего и старшего звеньев организуется проектная деятельность по информационным технологиям. Она представляет собой одну из форм организации учебной деятельности учащихся. Деятельность в области IT-технологий – это новый элемент современной школы в современных условиях.

Основными направлениями, по которым работают учащиеся над проектами, являются программирование и html-технологии.

Организация данной работы в школе дает возможность учащимся самореализации в данной области. Ученики проводят огромную работу научно-исследовательского характера, которая дает возможность им понять основные принципы организации работы с информацией. При этом учащимся закладываются новые формы и виды организации работы с информационными потоками, что является неотъемлемым атрибутом современного человека. Учащимся прививаются новые качества современного человека - информационная культура, мобильность, IT-компетентность.

Это дает возможность ученику на выходе из школы иметь четкие представления по принципам организации работы с информацией и практическому применению знаний для решения практических, жизненных задач связанных с информационными потоками с использованием современных IT-технологий и инфраструктур.

В школе принята программа информатизации. В этой программе на перспективу расписаны те ресурсы и продукты, которые нужны для внедрения информационных технологий в образовательном учреждении. В настоящее время все проекты, которые реализуются учащимися, вытекают из потребностей нашей школы. Это дает возможность не просто разрабатывать программные продукты, которые не будут использоваться нигде, а которые будут использоваться образовательным учреждением для решения вопросов информатизации образовательного учреждения.

Возможность доступа к сети Интернет дает огромные возможности для молодого человека по импорту и экспорту информации, что является немаловажным элементом.

В школе преподавание информатики ведется с первого класса. Это дает возможность к началу 8 класса подобрать более способных и желающих углубить свои знания в области информационных технологий. На первом этапе обучения учащиеся знакомятся с основными элементами html-технологий и программирования. К началу 8-го класса у учащихся уже формируются четкие представления об информатике, информационных процессах и имеются навыки работы с персональным компьютером и программными продуктами. А также ученик начинает воспринимать компьютер не просто как инструмент для компьютерных игр, но и как инструмент сбора, хранения, обработки и передачи информации.

После прохождения курса знакомства с основными элементами программирования и html-технологий учащиеся начинают работу по конкретным проектам, которые предоставляются учащимся из потребностей учебного заведения.

Каждому ученику предоставляется возможность выбора темы из предложенных. В течение учебного года каждый ученик занимается работой по данному проекту. Он изучает проблему, проводит свое исследование, предлагает свои формы организации ресурса или программного продукта. Группа состоит в основном из 2 человек. К концу учебного года учащиеся сдают свои проекты. В обязательном порядке защищают на школьной научно-практической конференции, а также выступают на городском и республиканском уровнях.

Учащимися реализованы такие проекты:

  1. Программа автоматической подачи звонков в образовательном учреждении (продукт зарегистрирован в федеральном агентстве по образованию, № 50200501685, свидетельство № 5438);
  2. Программа учета отсутствующих учащихся в образовательном учреждении (продукт зарегистрирован в федеральном агентстве по образованию, № 50200600166, свидетельство № 5672);
  3. Программа “Социометрический статус ученика в классном коллективе” (продукт зарегистрирован в федеральном агентстве по образованию, № 50200501686, свидетельство № 5439);
  4. Программа “Библиотека”;
  5. Программа “Учет пропущенных и замещенных уроков. Приказ на оплату по замене” (продукт зарегистрирован в федеральном агентстве по образованию, № 50200501687, свидетельство № 5440);
  6. Тестирующая оболочка “ТЕСТ”;
  7. Программа для администрирования школьной сети.

В области html-технологий учащимися разработаны ресурсы школьных методических объединений учителей предметников. Эти проекты размещены на официальном сайте образовательного учреждения по указанной ссылке: http://school3.glazov.net

По указанной теме имеются публикации в материалах Международных конференций ИТО в г. Москве по ссылкам:

http://www.ito.su/2001/ito/I/2/I-2-82.html ИТО-2001 (Из опыта преподавания информатики, автор И. Касимов);

http://www.ito.su/2002/IV/IV-0-263.html ИТО-2002 (Информационные технологии в управлении образованием, автор И. Касимов);

http://www.ito.su/2003/IV/IV-0-1496.html ИТО-2003 (Организация автоматизации деятельности администрации образовательного учреждения, автор И. Касимов);

http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=5272 – ИТО-2005 (Программа развития информационно-коммуникационных технологий в Муниципальном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа N3” города Глазова, автор И. Касимов);

http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=6113&PHPSESSID=jh2bpgm3bgut6dkrdph9udb1s1 – ИТО-2006 (Проектная деятельность учащихся по информационным технологиям, автор И.Касимов).

Доклад “Проектная деятельность учащихся в области информационных технологий”, представленный в Интернет-педсовете – 2006 (http://pedsovet.org/content/view/619/88/) занял второе место. По указанной ссылке можно скачать презентации к докладу.