Урок "Административная система и национальная политика в первые десятилетия Советской власти"

Разделы: История и обществознание


Данный урок проводится в 11 классе.

Цели урока:

Развивающая – продолжить формирование умений анализировать тексты документов, выделять главное в их содержании, аргументировать свою позицию, обобщать эти данные, сопоставлять факты, строить рассказ на основе нескольких источников;

Образовательная – обобщать и систематизировать ранее полученные знания;

Воспитательная – способствовать воспитанию уважения к истории своего края, ее народу, культуре, традициям.

Основные понятия: фактория, округ, автономия, компромисс.

Оборудование урока: карта округа, хрестоматия “История ХМАО с древности до конца

XX века” под ред. Д.А. Редина, А.Т. Шашкова. Издательство “Волот”, 1999

Этапы урока:

1. Вступление. Создание проблемной ситуации, раскрытие целей урока.

2. Фронтальная работа по материалам учебника.

3. Работа в группах по формированию умений анализировать документ, использовать источник для доказательства или опровержения определенной идеи.

4. Рефлексия.

Ход урока

1. Учитель предлагает ученикам на основании ранее изученного, в курсе истории Отечества охарактеризовать рассматриваемую эпоху в первые десятилетия Советской власти.

Перед учениками ставятся вопросы:

1. Когда был образован СССР? Какие республики входили в его состав?

2. В чем заключались основные принципы ленинской национальной политики?

Учащиеся работают с документом № 13 “Из протокола съезда старшин коренного населения Березовского уезда о необходимости создания местного национального самоуправления. Февраль 1922 г.”.

Анализируя документ, учащиеся отвечают на вопросы:

1. Какие причины создания органов самоуправления?

2. Какие обязательства дают представители коренного населения?

Учащиеся определяют проблему, волновавшую участников съезда коренного населения. Совместно с учителем определяется

проблемный вопрос: Можно ли назвать создание органов национального управления решением национального вопроса коренных народов севера?

Учитель отмечает, что ответ на этот вопрос предстоит найти в ходе занятия.

Главная цель урока - изучить документы позиций различных органов власти по поводу целесообразности объединения национальных районов Обь-Иртышского Севера в административное целое.

2. Фронтальная работа с текстом учебника, параграф 35 с. 341.

“Административно-территориальное деление в 1923 г”. и “Итоги работы комиссии Уральского облисполкома секции Севера, возглавляемой профессором В.Е. Грум-Гржимайло”

В ходе работы отрабатываются умения работать с учебником.

3. Организация групповой работы по документам хрестоматии.

Группы по три - четыре человека изучают документ из хрестоматии.

Учащиеся отрабатывают умения анализировать, устанавливать общие черты, формулировать выводы, использовать источник для доказательства или опровержения определенной идеи.

Помимо общей части работы, которую выполняет вся группа, ученикам даются и индивидуальные задания.

Каждому ученику выставляется суммарная оценка за коллективную и индивидуальную работу.

1 группа работает с документом № 14. Из постановления конференции “туземных племен Полярного Севера” об организации административного управления, судопроизводства, хозяйственного строительства на севере Тюменской губернии. 27 июля 1922 г.

2 группа работает с документом № 15. Постановление президиума Тюменского губкома РКП (б) об опасных последствиях введения автономии для народностей Тобольского Севера.

1 августа 1922 г.

3 группа работает с документом № 72. Постановление бюро Тобольского окружкома ВКП(б) об образовании национального округа на Тобольском Севере. 4 июля 1930 г.

4 группа работает с документом № 73. Из постановления бюро Комитета Севера при Президиуме ВЦИК РСФСР “О национальном районировании Крайнего Севера”.

21 июля 1930 г.

5 группа работает с документом № 74. Из постановления Президиума ВЦИК “Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера”.

10 декабря 1930 г.

6 группа работает с документом № 75. Из постановления ВЦИК “Об упразднении Тобольского округа Уральской области и об изменениях в составе Остяко-Вогульского и Ямальского (Ненецкого) национальных округов той же Уральской области, их внешних границ, административных центрах, а также о составе районов и их центрах тех же национальных округов”. 7 января 1932 г.

7 группа работает с документом № 76. Строительство окружного центра в 1930 – 1932 г.г.

Вопросы для сравнения:

1. Какие предложения содержатся в рассматриваемом вами документе?

2. Укажите цели предполагаемой реорганизации

3. Перечислите предложения, выдвинутые в рассматриваемом вами документе.

4. Сформулируйте вывод по данному документу.

4. Представители групп у доски отчитываются за проделанную работу.

Этим ученикам выставляется оценка уже на уроке, остальным – после проверки работ.

Но уже на уроке все задания должны быть разобраны.

Обсуждается общий вывод, который записывается в тетрадь.

В ходе реформирования произошел переход от родовых советов к территориальным – это шаг назад, так как переход сопровождался отчуждением власти от народа. Власть оказалась в руках партийной и советской бюрократии.

Домашнее задание:

1. Начертить схему территориально-административных изменений на Обском Севере в 20-30-е гг.

2. Ответить на вопрос:

В чем причины ликвидации системы национального самоуправления в 20-30-х гг.?