Проектная работа как средство формирования пяти основных учебных компетентностей

Разделы: Иностранные языки


План

  1. Новое понимание целей образования
  2. Проект как форма классно-внеклассной работы по английскому языку
  3. Виды проектов
  4. Выбор темы /проблемы/ содержания исследования
  5. Распределение ролей в группе учащихся и формирование у учащихся следующих компетентностей:

А) социально-политической;
Б) информационной;
В) коммуникативной;
Г) образовательной;
Д) социокультурной/ толерантности.

В традиционной модели образования, которая так привлекает учителей с авторитарным стилем работы, хорошим учеником считается послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя без лишнего обсуждения и раздумывания, по инструкции и в срок. В таком режиме работать значительно проще и учителю и ученику.

Но условия современной жизни ставят перед образованием другие задачи и инициативность предпочтительнее, чем исполнительность. Эта черта личности сегодня скорее гарантирует успех в жизни, мобильность и готовность к решению проблем различного характера.

Но инициативность недостаточно только поддерживать, ее можно и нужно целенаправленно и последовательно формировать.

Английский язык как никакой другой предмет школьной программы сегодня позволяет применять разнообразие форм работы как классной, так и внеклассной деятельности. Это определяется возросшим в нашей стране в последние 10-15 лет интересом к самому языку и к его преподаванию в школе. Эти разнообразные формы деятельности и должны быть направлены на формирование образовательных компетентностей.

Проект как форма классно-внеклассной работы по предмету помогает естественным образом, без натяжек и допусков развивать все пять базовых компетенций (как их трактует Е. Н. Соловова в статье “Новая парадигма образования и роль учителя иностранных языков в процессе непрерывного развития личности” Журнал ELT News&Views #2(27) August 2003. )

В методической литературе различают несколько видов проектов:

1. Мини проект, как заключительный этап работы над темой устной речи в виде :

a. ролевой игры

b. пресс-конференции

c. инсценировки

d. выпуска стенгазеты, альбома, постера и т. д.

e. игры-путешествия по карте

f. комбинации элементов вышеперечисленных видов

2. Проект, возникший в связи с одной темой УМК, но в процессе работы затрагивающий несколько смежных тем.

Автор данной статьи работает с учащимися 10-11 профильных классов, предлагая им выбрать тему проекта не связанную с конкретной темой УМК, но близкую учащимся. Уровень знаний занимающихся такой проектной работой учащихся должен быть никак не ниже, чем В1 по градации Совета Европы. При таком уровне владения английским языком он уже служит и средством и целью работы. Причем трудно решить что в данном случае важнее.

В зависимости от темы проекта, его сложности, степени подготовленности учащихся как в смысле навыков работы, так и уровня владения английским языком, работа над проектом может занимать от недели до нескольких месяцев.

В проектной работе роль учителя видоизменяется. Он является консультантом, а руководит проектом ученик /ученики. Важно составить и поддерживать график работы, поскольку поисковая и оформительская работа занимает много времени и проводится за пределами уроков. Планирование же и обработка собранного материала может проводиться в урочное время и использоваться для развития говорения.

Организация работы над проектом имеет следующие этапы:

  • выбор темы и формы проекта;
  • распределение ролей в работе;
  • составление графика выполнения работы;
  • поиск информации;
  • составление опросных листов и опрос общественного мнения по определенным группам респондентов;
  • обработка полученных данных и сравнение данных опросов с уже имеющимися в литературе данными по выбранному вопросу или по различным группам вопросов;
  • оформление проекта (набор текста на компьютере, создание таблиц, диаграмм и графиков);
  • подготовка компьютерной презентации;
  • репетиция компьютерной презентации и сопроводительного
  • текста на английском языке.

Учащиеся Лицея г. Истры начиная с 2002-03 учебного года сделали следующие проекты под руководством учителя английского языка Филипповой Нины Дмитриевны:

  • Education Forever”
  • “Average British & Russian Family”
  • “You are what You eat”
  • “Teenagers and their problems in Russia and Britain”
  • “Role of Mobile Phones in our life”

Темы проектов выбраны учащимися и в соответствии с собственными интересами и в связи с темами УМК, которые используются в лицее как основные учебные курсы, а это Headway Рre-Intermediate, Intermediate и Upper-Intermediate а также Opportunities Russian Edition различных уровней.

Эффективность использования проектов в учебной работе очевидна, поскольку она сопоставима по форме с работой сегодня в реальной жизни и потому, что решает следующие учебные задачи и преследует воспитательные цели:

  • возможность проявить свою индивидуальность;
  • развивать и совершенствовать информационную и коммуникативную компетенцию;
  • выбирать темы, тесно связанные с реальной жизнью, проявляя собственную инициативу;
  • воспитывать умение работать в группе, т. е. толерантность;
  • создавать эмоциональный настрой, способствующий поддержанию интереса к изучению иностранного языка.

В Лицее города Истры Московской области в конце апреля вот уже четыре года проходила конференция творческих и исследовательских работ учащихся, на которой и проходит презентация проектов лицеистов. Проекты, занявшие призовые места, засчитываются как экзаменационные. Часть проектов, подвергшихся критике, исправляются и улучшаются в течение мая и рассматриваются на аттестационных экзаменах как второй вопрос билета.

В качестве иллюстрации проектной работы автор приводит описание работы над проектом “Роль мобильных телефонов в нашей жизни”.

Выбор темы проекта был непростым, поскольку при презентации важен интерес зрителей и их заинтересованность в теме проекта и самой презентации. Вопрос мобильных телефонов затрагивался в теме “товары общего потребления” в УМК “Headway Upper-Intermediate” издательства OUP , unit 7. Данная тема вызывает у подростков живой интерес и пользуется популярностью.

Две ученицы 10 социально-экономического класса, которые уже участвовали в проектной работе в группе из 7 человек выбрали эту тему вместе с автором статьи и предпочли работать вдвоем. Времени было затрачено 4 месяца, что дало возможность не спешить и иметь достаточно времени на проведение поэтапной работы. Используя уже имеющиеся у них навыки поисковой работы (информационная компетентность) ученицы провели поисковую работу в учебниках английского языка, в газетах и журналах и в Интернете. Следующим этапом была обработка и систематизация информации. Самой сложной частью проектной работы является составление вопросов анкеты для изучения общественного мнения. Вопросы следует формулировать четко и давать варианты ответов, которые смогут охватить все разнообразие потенциально возможных. Только в таком случае обработка ответов и отражение общественного мнения в виде таблиц и графиков может отразить реальную ситуацию и будет основой для сравнений и выводов.

Самым интересным этапом проектной работы является анализ результатов опроса и выводы на основе проведенного исследования.

Уровень владения учащимися английским языком в данном случае предопределяет углубление в тему. В нашем случае уровень владения языком двух учениц, работавших над проектом учитель определяет как близкий к уровню В2 по классификации Совета Европы, хотя ни одна из участниц проекта не сдавала экзамен подобного уровня.

Язык (английский) в данной работе является одновременно и средством, и целью изучения.

Поиск материалов происходит с использованием английского языка и тем самым увеличивается словарный запас (образовательная компетентность ). Навыки работы в группе способствуют формированию толерантности/социокультурной компетенции. Коммуникативная компетентность развивается во время опроса общественного мнения по составленному заранее опросному листу. Социально-политическая компетенция формируется при формулировании выводов и сравнении собственных выводов с заранее сделанными предположениями.

Хотелось бы завершить статью словами одной бывшей ученицы, ныне студентки

Высшей Школы Экономики. “Тот проект в десятом классе научил меня многим приемам работы еще в школе. Это упростило мне жизнь в институте, особенно когда я смотрела на своих одногруппников, которые осваивали эти приемы и способы только в институте, когда времени уже было мало”.

Готовить к реальной жизни, в нашем случае к продолжению образования.

Разве не это главная цель сегодняшнего среднего образования?