Урок по теме "Написание слов с мягким знаком на конце и в середине. Перенос слов с мягким знаком в середине"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: закрепление и обобщение знаний.

Цели:

  • Создать условия для обобщения и систематизации знаний о написании слов, в том числе словарных, с мягким знаком на конце и в середине;
  • Способствовать усвоению правила переноса слов с мягким знаком в середине;
  • Способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса;
  • Содействовать в воспитании доброжелательного отношения учащихся друг к другу и окружающим, любви к урокам русского языка.

Дополнительные средства: карта путешествия, пакеты с заданиями, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Поприветствуйте гостей! Садитесь! Улыбнитесь друг другу, пожалуйста! Я желаю вам на протяжении урока плодотворной работы и отличного настроения!

II. Постановка темы и целей урока.

– Поднимите руку те, кто любит путешествовать. (…)

– На каком виде транспорта можно путешествовать?

(автобус, поезд, машина, велосипед, корабль, мотоцикл, воздушный шар, …)

– Прекрасно! Давайте сегодня все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Поднимите руку кто со мной?(…)

– Как вы думаете в путешествие по какой стране мы отправимся?

(по стране мягкого знака)

– Что будем закреплять во время нашего путешествия?

(умение писать слова с мягким знаком на конце и в середине)

– Но чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колеса.

Если я подниму правую руку, то хлопает одна половина класса, если – левую руку, то – другая. Если я подниму обе руки, то все кричат “Ту – ту!”.

Итак, поехали…

ПР – хлопают

ЛР – хлопают

ОР – “Ту– ту!”

III. Закрепление.

1. Станция “Чистописательная”.

– Откройте тетради, запишите грамотно и красиво число.

Вскрываем пакет.

– Нас просят написать букву, хитрую букву, которая не произносится , но в слово часто просится.

(ь) (Прописывают букву мягкий знак с верхним и нижним соединением)

– Молодцы! Поставьте плюс на полях.

– Поехали дальше! ПР, ЛР, ПР, ОР!

2. Станция “Словарная”.

Вскрываем пакет.

Загадки:

  • Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
  • Для того, чтобы слово написать, я открываю…(тетрадь).
  • Я учу детишек читать и писать,
    Природу любить, стариков уважать. (Учитель, учительница)
  • Льется речка – мы лежим.
    Лед на речке – мы бежим. (Коньки)
  • Никогда зимой на улицу не выхожу я без него. А называется оно…(пальто)

(Проверка)– Молодцы! Поставьте плюс на полях.

Поехали дальше! ЛР, ПР, ЛР, ПР, ОР!

3. Станция “Переносная”.

Вскрываем пакет.

Повторяем правило переноса слов.

(Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую. )

Делим на слоги словарные слова.

– Какое правило нужно соблюдать при переносе слов с мягким знаком в середине?

(При переносе нельзя отделять мягкий знак от согласной буквы)

Самостоятельная работа.

Альбом, деньки, сколько, Оленька, пальцы, большой, апельсин – поделить слова на слоги для переноса.

Повторение правила.

Молодцы! Поставьте плюс на полях.

Поехали дальше: ПР, ЛР, ПР, ЛР, ОР!

IV. Физминутка.

4. Станция “Спортивная”

Вскрываем пакет.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1, 2, 3, 4 – полетели, закружились.
Тишина стоит во круг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда – сюда
Делай раз и делай два.
Влево, вправо, влево, вправо.
Получается на славу!
Мягкий знак на конце – хлопок.
Мягкий знак в середине – приседание.

День, зверь, окуньки, лень, деньки, дом, пеньки, окунь, зверьки, банка, банька, угол, уголь, уголки, угольки, васильки, степь.

Молодцы! Ножки, ручки встряхните и тихонечко садитесь.

– Поехали дальше: ПР, ЛР, ПР, ЛР, ОР!

5. Станция “Учебная”

Вскрываем пакет.

Откройте учебник на 73 странице, упражнение 158.

Памятка.

1. Прочитайте, определите смысл непонятных слов.

2. Правописание слов.

Запись под диктовку с комментированием.

– Поехали дальше: ПР, ЛР, ЛР. ПР, ОР!

6. Станция “Вежливая”

Вскрываем пакет.

Упражнение 159, страница 74.

Прочитайте. В какое время суток произошла встреча?(…) Как вы приветствуете своих родителей?(…) А приходите в школу?(…)

Молодцы! Поехали дальше: ПР, ЛР, ПР, ЛР, ОР!

7. Станция “Самостоятельная”

Вскрываем пакет.

Работа по карточкам. (5 минут)

V. Оценивание (учитываются и плюсы на полях)

VI. Домашнее задание.

8. Станция “Домашняя”

Вскрываем пакет

– Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр. 160, стр. 74.

VII. Итог.

9. Станция “Итоговая”

– Что понравилось на уроке?

– Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?

– Как переносить слова с мягким знаком в середине?

– Чему учились на уроке? Что закрепляли?

– Спасибо всем за урок! Отдыхайте!