Урок русского языка в 6-м классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Причастие" с применением инновационных технологий

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • систематизировать знания о причастии, закреплять умения правильного написания причастий;
  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
  • развивать творческие способности учащихся через составление связного рассказа с использованием причастий, показать роль причастий в сочинении – описании , развивать словарный запас учащихся.

Оборудование урока: карта путешествия, карточки для индивидуальной работы, листы учёта знаний в каждой группе, жетоны, тесты, магнитофонная запись.

План урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы совершим путешествие в страну Причастий по морю на корабле с алыми парусами. Мы проплывём с вами острова Действительных и Страдательных причастий, пройдём мыс причастного оборота, рифы Н, НН в причастиях, бухту “Не с причастиями”, конечная наша цель – пункт Творчества.

II. Актуализация знаний.

Чтобы наш путь был открыт, мы должны убедиться в том, знаем ли мы, что такое причастие.

Выполним тест.

1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

а) признаки существительного;
б) признаки прилагательного;
в) признаки глагола;
г) признаки наречия.

2. Что обозначает причастие как особая форма глагола?

а) признак предмета;
б) признак действия;
в) признак признака;
г) признак предмета по действию.

3. Какое утверждение является правильным?

а) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых;
б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.

(Самопроверка. Учитель называет правильные ответы. 1 б, в; 2 г; 3 а)

Учитель: Что же такое причастие?

III. Диагностика усвоения темы. Тренировочные упражнения.

Теперь мы можем смело отправляться в путь. Подплываем к островам Действительных и Страдательных причастий.

1. Работа в группах (Разноуровневые группы. Группы первого и второго уровня. Сильные работают по карточкам. Взаимопроверка по карточкам-подсказкам. Выставление оценок друг другу. Старшие в группах выставляют оценки в листок учёта знаний) (см. приложение 1).

Отчёт групп (объявление оценок I, II групп, оценивание учителем III группы).

Учитель: Как образуются причастия действительные и страдательные настоящего и прошедшего времени?

Учитель: Мы прошли острова Действительных и Страдательных причастий, приближаемся к мысу Причастного оборота (передвигаем кораблик).

Учитель: Что такое мыс?

2. Синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.

(Записать в тетрадях предложение, один ученик у доски. Выполнить задание самостоятельно, затем проверить).

Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом).

Учитель: Что такое причастный оборот?

3. Самостоятельная работа в группах.

Учитель: Мы миновали мыс Причастного оборота и приближаемся к рифам Н, НН в причастиях.

– Что такое риф?

I и II группы работают по карточкам самостоятельно (карточки Н – НН) (см. приложение 2).

Двое учащихся из третьей группы идут к доске работать по карточкам (см. приложение 3).

С остальными членами группы № 3 комментировать запись словосочетаний. Объяснить написание гласной, Н, НН.

Посаженный сад, вырубленный лес, услышанный разговор, склеенный клеем, потерянное время, пойманные птицы, развеянные ветром, выкаченная из подвала бочка, замешанный в преступлении, выкачанная нефть, замешенное тесто, обожжённое лицо.

(Одного из работавших учащихся у доски проверяем коллективно, другого – сильный ученик).

4. Письмо с комментированием.

Учитель: С трудностями, но преодолели мы рифы Н, НН в причастиях, заходим в бухту “Не с причастиями”.

– Что такое бухта?

(К доске выходит один ученик, все записывают в тетрадях).

Не исправленная вовремя ошибка; роман не дописан; непогасший костёр; ничем не нарушаемая тишина; недоумевающий взгляд; скамейки не покрашены; не законченное, а начатое собрание; ненапечатанный листок.

5. Устный опрос. (Старшие в группах берут жетоны)

 

Вопросы:

  • В каком случае НЕ с причастиями пишется слитно?
  • Когда НЕ с причастиями пишется отдельно?
  • Правило написания НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Когда пишутся Н, НН в кратких страдательных причастиях и в кратких отглагольных прилагательных?
  • Условия написания букв а – я перед Н – НН?
  • Когда пишется буква е перед Н – НН?
  • В каком случае пишутся буквы ё, е после шипящих в суффиксах страдательных причастий?

6. Тестовый контроль.

(Старшие раздают тесты своей группе).

1. Укажите, какое слово является причастие:

а) построенный;
б) длинный;
в) пустынный.

2. Укажите действительные причастия настоящего времени:

а) устремляющийся поток;
б) устремившийся вниз;
в) устремлённый в потолок взгляд.

3. Укажите действительные причастия прошедшего времени:

а) озаряющийся небосклон;
б) озарённый солнцем;
в) озарившийся край неба.

4. Что такое причастный оборот?

а) причастие с определяемым словом;
б) причастие с зависимым от него словом.

5. Укажите страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов I спряжения:

а) вид…мый;
б) пробива…мый;
в) стро…мый.

6. Укажите страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов II спряжения:

а) хран…мый;
б) перестраива…мый;
в) слыш…мый.

7. Укажите, где НЕ с причастиями пишется раздельно:

а) (не) доумевающий взгляд;
б) (не) вспаханное вовремя поле;
в) собрание (не) закончено;
г) (не) закончившееся собрание.

8. В каком слове пишется НН:

а) мочё…ые яблоки;
б) вымоче…ые в уксусе;
в) сельдь вымоче…а в молоке.

9. В каком слове пишется одна Н:

а) кипячё…ое молоко;
б) кипячё…ое на медленном огне;
в) вскипячё…ое молоко;
г) некипячё…ое молоко.

(Самопроверка, выставление оценок себе в тетрадь).

IV. Использование причастий в нашей речи. Творческая работа.

Сочинение-миниатюра.

На доске задание и опорные слова: Написать сочинение-миниатюру, используя причастия. В море. На берегу моря.

Опорные слова:

ложащиеся на песок, плещущиеся у берега, надвигающиеся волны, гонимые ветром волны, плывущий покачивающийся парус, дувший с моря ветерок волнующееся море, уснувшее, бушующее, море, дышавшее покоем, успокоившееся море

Включить магнитофонную запись: Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере “Садко”, “Океан – море синее”.

V. Подведение итогов урока.

(Желающие могут зачитать свои сочинения)

VI. Домашнее задание. Сдача тетрадей.