Урок-викторина "Поход Ермака"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Изучив дополнительную литературу и документы, охарактеризовать процесс освоения Сибири.
  • Способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности, обобщать и систематизировать ранее полученные знания.
  • Способствовать воспитанию уважения к истории своего края, ее народу, культуре, традициям.

Оборудование:

  • Компьютер и проектор.
  • Видеофильм В. Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.
  • Репродукция картины В.И. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.
  • Карты “Россия в XVI в.”, карта-схема 10. Поход Ермака и его атаманов. Покорение Сибири”

Литература:

  • История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней под ред. Д.А. Редина Издательство “Волот”, 1999.
  • История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX в. Хрестоматия под ред. Д.А. Редина, А.Т. Шашкова Издательство “Волот”, 1999.
  • Р.Г. Скрынников Ермак

Суть игры заключается в прохождении несколькими командами этапов. Скорость продвижения по этапам зависит от успешного выполнения заданий. Побеждает команда, которая быстрее справится с игровыми заданиями

Очередность хода в игре определяется быстротой и правильностью заполнения кроссворда по теме игры, предложенного учителем в начале испытания.

Ход урока

Объявляется тема урока, цель исследования. Обзорная информация по теме урока.

Вступительное слово учителя.

Долгое время в Москве мало знали о Сибири. Лишь поход второй половины XV в. позволил московитам ближе познакомиться с ней. Появились первые описания сибирских народов.

Интерес к Сибири в это время проявляли и иностранцы. Сведения о ней содержатся в сочинениях итальянцев Юлия Помпония Лэта, Франческо Да-Колло и Павла Иовия, поляка Матвея Меховского, немца Сигизмунда Герберштейна. Последний, побывавший в Москве в 1517 и 1526 г.г. в качестве австрийского посла, включил в свои “Записки о московитских делах” специальную главу “Указатель пути к Печоре, Югре и к реке Оби”. Эта глава была написана Герберштейном на основе “Югорского дорожника” - своего рода путеводителя, составленного новгородцами и описывающего маршруты их торговых экспедиций в Югру в XIV – XV вв.

Сибирское ханство к середине XVI в. занимало обширное пространство лесостепи Западной Сибири от бассейна реки Туры на западе до реки Барабы на востоке.

Пользуясь тяжелейшим положением Русского государства (неудачи в Ливонской войне, набеги крымских татар, восстания казанских и астраханских татар, измена ногайцев), сибирский хан решил покончить с русским влиянием в Зауралье. Всем остякам и вогуличам и югричам” он запретил платить дань русскому царю. Кучум убивал всех, кто ориентировался на союз с Россией. Не имея возможности противостоять Кучуму, Иван Грозный в 1564 г. поручает оборону северо-восточных границ государства богатым солепромышенникам Строгановым, дав им во владение земли в Пермском крае по реке Каме. В 1568 г. они получают от царя жалованную грамоту на освоение территории по реке Чусовой. Здесь Строгановы строят укрепленные пункты, нанимают и вооружают отряды казаков. В 1572 г. Строгановы получают от царя грамоту, разрешающую строительство крепостей на реке Тоболе, т.е. на территории Сибирского ханства. Более того, в грамоте содержится фактическое предписание начать покорение Сибирского ханства: “А на сибирского (хана) Якову и Григорию, збирая охочих людей и остяков, и вогулич, и югрич, и самоедь, со своими наемными казаками и с нарядом своих посылать воевать и в полон сибирцев (т.е. сибирских татар) имати и в дань за нас приводити”.

Однако осуществлению этих планов помешал Кучум, который не стал ждать русского вторжения, а нанес упреждающий удар. В 1573 г. его войско опустошило русские и мансийские поселения на реке Чусовой. Татарам удалось захватить даже русского посла Третьяка Чебукова, направляющегося с посольством в Казахское ханство. Посол и сопровождавшие его лица были убиты. С 1573 по 1581 г. кучумовские отряды неоднократно предпринимали набеги на владения Строгановых – были “преданы огню и мечу” многие поселения по рекам Чусовой, Сылве, Косьве, Каме. В 1581 г. татары осаждали Строгановский городок Чердынь, взяли и сожгли пермскую столицу Строгановых Соль Камскую, вырезав почти всех ее жителей. В сложившихся обстоятельствах единственным спасительным средством для Москвы оказались казаки.

На уроке мы пройдем путь ермаковцев в Сибирь и определим истинные цели похода казаков.

Выясним кто же выступил организатором похода государство, Строгановы или сами казаки? (Проблемный вопрос)

Демонстрация фрагмента и видеофильма В.Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.

1 Этап. Узнай событие

Используются 4 фрагмента фильма В. Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.

Четырем командам предлагается фрагмент фильма, и вопросы на которые они должны ответить устно.

1) Грабеж купеческого каравана.

Вопрос: Кто такие казаки? Покажите на карте места “казацкой вольности”.

2) Ермак и его товарищи.

Вопрос: Какие существуют мнения относительно происхождения Ермака?

3) Казачья рада.

Вопрос: Какое решение приняли казаки?

4) В вотчине Строганова.

Вопрос: Происхождение и деятельность первых Строгановых. (По версии Н.М. Карамзина)

Подведение итогов.

2 Этап. Оживление картины

По ходу выполнения задания демонстрируется фрагмент фильма “Ермак”, но без звукового сопровождения.

Команды получают задание на восстановление пути следования ермаковцев в Сибирь.

1. По реке Тагил – Туре

2. Двадцать пять верст волоком, “суда на себе волочили” через перевал

3. По реке Тобол

4. Вверх по реке Чусовой

5. В устье реки Серебрянки

Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание.

Рассматривается слайд “Путь следования дружины Ермака в Сибирь”.

4. Вверх по реке Чусовой.

5. Устье реки Серебрянки.

2. Двадцать пять верст волоком, “суда на себе волочили” через перевал.

1. По реке Тагил – Тура.

3. По реке Тобол.

Определяются победители этого задания.

3 Этап. И грянул бой!

Задание. Охарактеризовать сражение у Чувашева мыса.

Используются фрагменты фильма “Ермак”.

План

1) тактика боя войска ермаковцев;

2) описание вооружения;

3) что способствовало успеху казаков?

4) значение победы казаков в битве с войсками хана Кучума.

4 Этап. Тупичок дат

Команды получают задание на соотнесение событий и дат

1. А. казаки вошли в столицу хана Кучума

2. 5 декабря 1582 г. Б. Гибель отряда казаков Богдана Брязги

3. 26 октября 1582 г. В. Встреча казаков с царем Иваном Грозным

4. Конец зимы 1583 г. Г. Пленение Маметкула

5. 6 августа 1584 г. Д. Гибель Ермака

Рассматривается слайд с правильным ответом, определяются победители.

5 Этап. Опережающее задание

Каждая команда подготовила сообщение по избранной теме.

1. Гибель Ермака (по данным учебника).

2. Гибель Ермака (Р.Г. Скрынников “Ермак”).

3. Судьба атамана Матвея Мещеряка.

4. Судьба хана Кучума.

6 Этап. Письменное задание

Каждая команда письменно отвечает на вопрос.

Учащиеся отвечаю на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

1. Кто же выступил организатором похода казаков в Сибирь государство, Строгановы или сами казаки?

2. Историческом значении похода Ермака.

Подведение итогов.

Выявляются лучшие историки-краеведы. Вручаются медали.