Преподавание русского языка

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Закрепить правильное правописание парных согласных на конце и в середине слова.
  • Закрепить жанры произведений.
  • Развивать общий приём умственных действий при проверке слов с сомнительной согласной.
  • Обогащать речь через ответы на вопросы, развивать мышление при анализе поступков персонажей, при подборе характеристик главных действующих лиц.
  • Воспитывать уважение к себе и своим товарищам, через работу на уроке.

Оборудование: Записи на доске, индивидуальные карточки № 1, 2, 3, 4., тест по теме: “Загадки”, деформированный текст, текст с пропущенными словами, картинка Снегурочки, учебник чтения, карточки со словами на данное правило.

I. Организационный момент.

Прежде, чем начнём урок, давайте разомнёмся. Я прочитаю один раз десять пар слов, попытайтесь их запомнить. Затем, я говорю слово из пары, вы другое:

Утро – ужин
Вечер – завтрак
Гора – горб
Лес – ель
День – ночь
Минута – час
Заяц – кролик
Птица – самолёт
Час – время
Ручка – тетрадь

II. Слово учителя:

а) Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объёмный и сложный, чем всегда. Мы проводим одновременно урок русского языка и чтения, как один большой урок, взаимосвязанный по теме. Такой урок называется интегрированный.

б) Показываю карточки:

  • обло...ка, каранда..., тетра...ки.

– Какое задание я могу предложить?

– Какие согласные буквы пропущены?

– Прочитай слово, чётко называя сомнительную согласную.

– Какова задача нашего урока? (научиться подбирать проверочные слова для парных звонких – глухих согласных на конце и в середине слова)

III. Тема урока.

Итак, тема урока “Правописание звонких глухих согласных в словах”. Работая над этой темой, мы будем постоянно обращаться к разным жанрам произведений.

– А какие жанры вы помните?

Карточки: загадка, песенки, потешка, стихи, сказка, рассказ, повесть.

IV. Чистописание.

1. Дата, классная работа.

2. Показываю: б, в, г, ж, з.

– Что за ряд согласных букв?

– Какой буквы не хватает? (парные звонкие согласные, не хватает буквы “д”)

3. Запишите их красиво вместе с недостающей буквой.

4.Допишите их пару.

– В какую группу можно объединить написанные буквы?

5. – Что вы знаете о правописании этих согласных? (чтобы правильно написать парные звонкие – глухие согласные на конце слов и в середине, нужно подобрать проверочное слово с гласным после сомнительной согласной)

V. Повторение. Выделение общих признаков, свойств языкового явления.

1. – Как нужно изменять слово для проверки парных согласных?

(Карточка: один – много, по вопросам. Например.)

– Каким ещё способом можно подобрать проверочное слово?

(Карточка: однокоренные слова.)

2. Моделирование способов проверки парных звонких – глухих согласных в словах.

а) Возьмите карточку №1. (Приложение 1)

Прочитайте текст.

– Из какой сказки эти строки? (р. н. ск. “Снегурочка”)

– Какие времена года описываются в этой сказке?

– В какое время года появилась Снегурочка? Как? (зачитать по карточке)

– В какое время года Снегурочка стала печальной?

– А в какое время года она пропала? Как?

б) Пользуясь карточкой “Способы проверки парных согласных”, выполните задание. Проверка: зачитать.

– Какое правило использовали для проверки?

в) – Где и когда вы ещё встречались со Снегурочкой? (Другие сказки, новогодний праздник, ёлка)

– Какой вы представляете Снегурочку? (Снегурочка – юная девушка, красивая, милая)

– Какой можно назвать её? (Скромной, доброй, ласковой, весёлой.)

Судьба Снегурочки связана с временами года.

VI. Работа с загадками.

1. Тест по теме: “Жанры произведений.” (Книга “Тесты. Чтение.” стр. 15-16.)

А сейчас давайте вспомним какие ещё бывают жанры в литературе. (Загадки, рассказы, стихи, песенки – зрительная зарядка. Находят глазами.)

Возьмите карточку №2, (приложение 2) прочитайте тему, раздел. Задания нужно выполнять молча, самостоятельно, не мешая другим. Читаем первое задание. Обведите кружком правильный ответ. (Затем второе задание) Самопроверка: правильный ответ – б), 1.

Карточки даю дифференцированно.

2. Письменная работа.

а) Отгадайте загадку. Что это? По каким признакам узнали?

Напиши отгадку. 1 человек у доски.

Подбери проверочное слово, запиши.

(Мороз – морозы, морозов, на морозе, морозец)

б) Выборочный диктант.

Карточка №3. (Приложение 3)

Прочитайте загадку. Что это? По какому признаку узнали? 1 человек у доски.

Выпишите слова с парными согласными. Подберите проверочные слова. (Снег – снега, на снегу, снеговик. Лёд – льды, льдов, на льду, ледок, ледяной.)

в) Работа с деформированным текстом. Составьте предложения с этими словами: мороз, снег, лёд, так чтобы получился связный рассказ. (Приложение 4)

1. Пришла зима. Ночью был сильный мороз. На воде появился гладкий, прозрачный лёд. Выпал пушистый снег.

2. Мороз и холод. Снег покрыл землю. Лёд сковал реки, пруды, озёра.

3. Зима. Летит пушистый снег. Стоят морозы. Лёд сковал реки. (Предложения написаны не по порядку)

– Как думаешь, какое предложение будет 1, 2, 3, 4?

– Спишите получившийся рассказ в тетрадь. Озаглавьте его.

Проверка: чтение рассказов.

Карточки диф-но.

VII. Работа со сказкой. 2-й урок

1.Послушайте сказку про Х. Н., который является любимым героем многих народов.

– Почему Ходжа Насреддин принял такое решение?

2.Словарная работа.

Харчевня – закусочная с дешёвыми и простыми кушаньями.

Сума (из сумы) – сумка

Достаточно

Трапеза – приём пищи, еда.

Трактирщик – хозяин трактира.

Ходжа Насреддин

3. Тихое чтение учащимися. Карточка №4

4. Работа по содержанию.

– Что сделал бедняк, проходя мимо харчевни?

– Почему трактирщик потащил бедняка к судье?

– Как звали судью в городе?

– Что сделал этот судья? (зачитай)

– Что ответил Х.Н. на вопрос трактирщика: “Что это значит?” (Зачитать)

5. Чтение по абзацам. (2 гр., инд-о)

6. Целостное чтение. (1 группа)

7. Работа с карточкой №4.

Выполните 2 задание карточки.

– Прочитайте 1 столбик. Кто это? (Главные герои)

– Какие действия они совершали? (2 столбик)

– Соедините прямой линией, какое действие кому подходит.

– А теперь самостоятельно дайте характеристику каждому герою, тоже соединив прямой линией. Решите кто мудрый, простодушный, жадный.

Проверка: зачитать.

8. – Как бы вы озаглавили эту сказку?

Справедливый
Честный     Судья
Мудрый

VIII. Письменная работа.

– Что нужно делать, чтобы правильно написать слова с сомнительной согласной?

а) Прочитайте 1 абзац сказки. Вслух.

б) Выберите слова с сомнительной согласной. Запишите их в столбик. Зачитайте их. 1 человек у доски.

в) Подберите к ним проверочное слово.

Предлагаю карточки – подсказки.

Проверка: по доске.

г) – Чему учит эта сказка? (Не быть жадным, помогать друг другу, быть добрее, быть справедливым)

IX. Работа с учебником (смотрю по времени)

1. А теперь вспомним тексты, которые читали на уроках чтения. В каком произведении осуждается обман двух мальчиков? (“Витя Малеев в школе и дома”.)

– Какой урок можно извлечь для себя из прочитанного отрывка?

2. Выборочное чтение и нахождение слов с парными согласными.

а) На стр. 64 найдите абзац, который находится ниже середины листа и начинается после слов: “Ну, не болен, и всё!”

б) Прочитайте. 1 человек.

в) Назови слова с парной согласной, которую необходимо проверить.

Зачитайте. (Эти слова на доске: Шишкин, равно, вылез, вниз, ребята)

Подбери к ним проверочное слово, используя правило. (На доске – шишечка, равен, вылезать, внизу, ребята.)

г) Домашнее задание. Спишите в тетрадь этот абзац. К словам с сомнительной согласной запишите проверочное в скобках. Стр. 64.

Проверка по рядам.

Х. Игра “Цветик – семицветик”

И в заключении проведём игру. Прошу выходить, брать лепесток любого цвета, вставлять пропущенную согласную в слове, если правильно, то прикреплять к сердцевине цветка.

– Что нужно сделать, чтобы понять, что согласную вставил правильно?

(Лепестки: бровь, гриб, ягодка, глазки, сапожки, скрип, коляска; рыбки, дождь, рот, берёзка, пловцы, нос, пирожки.)

Ну, вот у цветка появилось семь лепестков.

– А какую сказку этот цветок напоминает? Автор?

– Чему учит эта сказка?

XI. Итог.

– Как нужно изменять слова для проверки парных согласных?

– Каким ещё способом можно подобрать проверочное слово?

– Какие жанры произведений вспомнили?

– Что взяли для себя из прочитанного?

Оценки.

Физминутки по ходу урока.

Приложение 5