Использование здоровьесберегающей технологии на уроках чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • отрабатывать технику чтения;
  • работать над формированием навыка выразительного чтения;
  • развивать устную монологическую речь;
  • работать над развитием артикуляции звуков;
  • правильного чтения;
  • развивать общую моторику;
  • корригировать внимание, воспитывать мировоззрение.

Оборудование: слоговые таблицы, предметные картинки, маски животных.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Игра “Постройтесь по росту”

2. Работа с календарем природы.

- Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Будет завтра?

- Что можете сказать об изменениях погоды?

3. – Ребята, обозначьте сигнальными карточками свое настроение сейчас.

( Красный – плохое, огорчен, расстроен; зеленый – уравновешенное, спокойное; синий – хорошее, радостное, бодрое).

II. Подготовительные упражнения

1. Дыхательная гимнастика

- А сейчас, ребята, мы с вами перейдем к гимнастике, которая поможет нам подготовиться к работе.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох носом, выдох носом.

Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

Выдох толчками.

На одном вдохе произнесите 5-10 звуков “ф”, делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф!- ф!...

Помните, что при вдохе “надувается” живот, а при выдохе – “сдувается”.

2. Артикуляционная гимнастика

БУ – БЮ БА – БЯ
ЗУ – ЗЮ ЗА – ЗЯ
ФУ – ФЮ ФА – ФЯ
ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ

- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной.

  • читают хором
  • читают по цепочке
  • читают мальчики, потом девочки
  • читают шепотом, радостно, грустно
  • игра “Молния”

(Сначала ребенок читает в обычном темпе, а по команде: “Молния!” начинает читать в быстром темпе, при этом, стараясь не допускать артикуляционных ошибок.)

3. Речевая зарядка

А). Чтение слов, содержащих общую часть.

МАЛЬЧИК ПАЛЬЧИК ЗАЙЧИК
МЕДАЛЬ ПЕДАЛЬ ДЕТАЛЬ ДАЛЬ
КЛЕН ЛЕН СИЛЕН
БОЛЬ МОЛЬ РОЛЬ СОЛЬ

- Прочитайте слова, записанные в первой строке.

- Подумайте и расскажите, чем первое похоже на второе, а чем отличается, чем второе похоже на третье и чем различается.

- Точно так же найдите сходство и различия между словами во всех строчках.

(Задание учит анализировать слова, находить сходство и различие в буквенном составе слова, развивает внимание.)

Б). Распределение слов по группам.

- Перед вами слова, которые необходимо поместить в какой-либо столбик. Для этого необходимо посмотреть на буквенные обозначения, которые находятся над каждым столбиком.

- Итак, в первом столбике находятся слова, в которых звуки расположены следующим образом: согласный, гласный звук О, согласный. Во втором столбике звуки расположены так же, как в первом, но посередине находится гласный А.

С “О” С С “А” С
________ ________
________ ________
СОК, МАЛ, СОР, ШАР, ПАР, СОН, ПОЛ, МАК

4). Релаксационная гимнастика для глаз с использованием сигнальной карточки.

III. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке? Кто его автор?

- Расставьте иллюстрации в хронологическом порядке.

- Найдите в тексте предложения, соответствующие иллюстрациям на доске.

ФИЗМИНУТКА

“Приплыли тучи дождевые”

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, лей, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

“Вперед четыре шага…” (игра на формирование положительных эмоций)

Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:

Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазками помигали,
А теперь попрыгали (вокруг себя)

С каждым поворотом темп ускоряется.

IV. Сообщение темы урока.

1). – Сегодня на уроке мы будем читать сказку. Отгадайте загадки и вы узнаете о ком.

Поиграть в игру “горелки”

Любят маленькие … белки.

Веселились на лужайке

Летним днем трусишки … зайки.

- Прочитайте название сказки и ее автора.

За.ц и белка. Н. Сладков.

- Какую букву нужно вставить в слове заяц? Какое это слово?

2). – Ребята, заяц и белка – это какие животные? Почему? (дикие, домашние)

- Игра “Кто лишний?” (в картинках)

ЗАЯЦ КОРОВА ВОЛК ЕЖ
СВИНЬЯ СОБАКА ЛОШАДЬ ЛИСА

- Выберите в каждом ряду лишнюю картинку и объясните свой выбор.

3). Знакомство со сказкой.

- Послушайте сказку и скажите, о чем вели разговор Заяц и Белка?

- Чтение сказки сильным учеником. Нацеливающий вопрос: какую новость сообщил Заяц?

- Хоровое прочтение сказки. Нацеливающий вопрос: какую новость сообщила Белка?

Гимнастика для глаз.

Игра “Дрессированный кузнечик”

Приложение №1.

Цель: коррекция зрения учащихся.

Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: “ Подвигайте пальчиками ног…, поиграйте пальчиками рук…, пошевелите ушками…, а теперь – носиком, глазками… . Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться.

Сидим, смотрим, слушаем.

Наш волшебный кузнечик может выполнить команды.

ЗАДАНИЯ:

  • Глазками передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз. Где, в каком домике наш кузнечик?
  • Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.
  • Управляем кузнечиком молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученик соотносит жест учителя с местоположением учителя.)

- Самостоятельное чтение сказки.

- Ребята, прочитайте в тексте ответ на вопрос: Чему надо верить?

- А теперь мы наденем маски и превратимся в маленьких зайчат.

ФИЗМИНУТКА “ЗАЙЧИКИ”

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.

- А сейчас превращаемся в ребят и продолжаем работу.

- Чтение сказки по цепочки.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен?

- Какими их изобразил художник? Что они делают?

- А какое время года на картине? Почему?

- А как Заяц и Белка готовятся к зиме? Где живут? Чем питаются?

- Теперь, ребята, некоторые из вас превратятся в белочек, а некоторые в зайчиков. Наденьте маски.

- Будем читать сказку в лицах.

Чтение сказки в парах по ролям.

V. Подведение итогов.

- Какую сказку мы читали? Кто ее автор?

- О чем эта сказка?

Покажите сигнальными карточками, какое у вас стало настроение. Объясните, почему.