Урок литературы в 7-м классе по теме "С.А. Есенин "Песнь о собаке"

Разделы: Литература


Презентация

Цели и задачи:

  1. Показать разницу между эпосом и лирикой.
  2. Ввести понятие “лирический герой”.
  3. Учить анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания.
  4. Понимать смысл лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания.
  5. Уметь передать в выразительном чтении идейно – художественное своеобразие стихотворения.

Автор эпического произведения придумывает сюжет и героев. Он показывает, как развиваются события, как ведут себя герои. А сам стоит в стороне. На прошлом уроке мы читали и анализировали рассказ Н. Думбадзе “Собака”. А теперь представьте себе, что автора что-то взволновало, представился какой-то образ. И возникает желание передать это словами. Такое состояние называется поэтическим вдохновением. Вот тогда и начинаются стихи, рождается лирика. Автор говорит от себя, от своего имени. Даже если в стихотворении нет слова “я”, мы постоянно слышим автора и никого иного.

Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением об этом животном (а, может быть, и не только о нём ) – стихотворением С. Есенина “Песнь о собаке”. Встреча с этим произведением – еще одна ступенька вверх на пути постижения огромного мира лирики. Мы не просто прочитаем стихотворение, а попробуем погрузиться в мир, созданный поэтом, и попытаемся не только воспринять чувства, переживания лирического героя, но и понять удивительную красоту этого произведения и увидеть в нём одну из граней поэзии С. А. Есенина.

Звучит стихотворение в исполнении учителя. Ребята обмениваются впечатлениями, чувствами, вызванными произведением.

Вспомним, какие уровни имеет текст художественного произведения. На экране:

ФАКТУАЛЬНЫЙ (сюжет)

ПОДТЕКСТОВЫЙ (идея)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ (позиция автора)

О чём стихотворение? Имеет ли оно сюжет? Можно ли сказать, что главный герой стихотворения – собака, как в одноимённом рассказе Н. Думбадзе? Содержит ли произведение прямые высказывания самого автора? А можно ли что – то сказать об образе поэта ? Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.

Итак, от факта, от сюжета через анализ – к пониманию позиции автора. Цель – увидеть, услышать мир, созданный Есениным, наглядно представить себе, как меняется состояние мира есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём, понять своеобразие лирического героя поэзии С. Есенина.

На экране появляются строфа за строфой, ребята в тетрадях делают конспективные записи ( например, в виде таблицы ), записывают выводы из наблюдений.

Если предварительно попросить ребят принести с собой цветные карандаши, то постепенно по ходу урока таблицу можно раскрашивать:

ЦВЕТ ЗВУК СМЫСЛ (какое значение придаёт поэт)

(Слайд 2, 3) Презентация

Первая строфа:
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

Яркий, ласковый свет золотого солнца, освещающего закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет (цвет солнца, Цвет огня) шерсти щенят. отсутствует Щенки появляются утром.

Мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых (само число “семь” является счастливым) новых жизней. Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят – всё это подчёркивает высоту происшедшего. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь (символика “ржи” - “ржаной закут”, в котором ощенилась собака).

Производим наблюдения на фонологическом уровне.

В данной строфе присутствует аллитерация: повтор звука “р”, однако здесь нет агрессии (ничего щенкам не грозит). Быть может, это ласковое урчание собаки – матери?

(Слайд 4)

Вторая строфа:

До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом.

Постепенное уменьшение света (день переходит в вечер). Лёгкое шуршание,

ласковое журчание воды.

Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы приглушил яркий свет. Белый снег тает, превращаясь в бесцветную воду.

Почему поэт обращает наше внимание на такую деталь, как “тёплый живот” собаки? – Она выносила в “тёплом животе” своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.

(Слайд 5) Презентация

Третья строфа:

А вечером когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

Тьма, мрак (вечер), “хмурый” хозяин, пришедший за щенками Куры молчат (почему?) Звук шагов хозяина (?) Наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения.

Почему автор использует эпитет “хмурый”? При помощи каких глаголов он передаёт действия хозяина? Что вы можете сказать о слове “поклал”? – Просторечие, сказано словно о поленьях. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок.

Мир молчит. Может, от страха или сознания своей вины, от стыда за свою беспомощность?

(Слайд 6) Презентация

Четвёртая строфа:

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.

Белый цвет сугробов. Стальной отлив воды. Шорохи… Звук дыхания. Но… Всплеск отсутствует.

Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события? Каким знаком заканчивается первое предложение этой строфы? (Многоточие – приём умолчания) О чём умалчивает поэт?

Для чего автор использует повтор? – Долго-долго собака глядела на вздрагивавшую

воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой; для него то, что он только что сделал, - обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать своё внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?

(Слайд 7) Презентация

Пятая строфа:

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.

На тёмном небе – месяц (может быть, рыжий, как часто бывает в есенинских стихах, например, “рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани”?) (неясные негромкие шорохи…) Может, собака прислушивается, замерла в ожидании…

Что же позволило собаке принять месяц за своего щенка? – Во-первых, цвет.

Во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.

В-третьих, месяц молодой, быстрый, резвый, шаловливый; то прячется, то появляется вновь.

(Слайд 8) Презентация

Шестая строфа:

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

Синий цвет небесной выси. (Синий – сияющий. Вместо былой черноты!) Блеск (золотистый? серебристый?) месяца. Чернота. Скулящий голос собаки. На некоторое время мир обрёл цвет и звук. Будто бы озарило его на мгновение сияние. Но обманул, “скрылся” месяц – и наступило царство темноты, мира мёртвых.

Какое-то слово удивило вас? Как понять выражение “смотрела звонко” ?

Попробуйте подобрать синоним к наречию “звонко”. – Пронзительно – и вглядываясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в максимальной степени их проявления.

(Слайд 9) Презентация

Седьмая строфа:

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

Белый цвет снега, поглотивший падающие в него “золотые звёзды”. Чернота, мрак нависшей над миром ночи. Возможно, тонкий звук падающих “золотых звёзд”. Но снег заглушает его. Становится ещё понятнее звучавшее ранее “звонко”. Лишь на мгновение мир стал красочным и звучным. И мгновение это связано с надеждой собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо.

Итак, как же реагирует мир на то, что произошло в нём? - В первой строфе присутствует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. Однако мир теряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Лишь раз всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. Воцарилось чёрно-белое беззвучие. Интересно, что если траурным цветом сейчас является чёрный, то у древних славян со смертью ассоциировался белый цвет снега – смертного покрова земли

Ещё один удивительный образ стихотворения, который никак нельзя обойти. Это “золотые звёзды” :

Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

Как же понять эти строки? Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда - умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака? А вот сейчас о главном. Выходим на постижение концептуального уровня, на выявление позиции автора стихотворения. В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: “Все мы яблони и вишни одного голубого сада”. И ещё: “Всё от древа”. О каком древе идёт речь? - О древе жизни, прародителе всего сущего в мире. И потому, если все мы - дети единого древа жизни : и растения, и животные, и люди, - то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир, в котором отзывается это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате. После проделанного анализа следует предложить ребятам прочитать стихотворение ещё раз про себя, а затем вслух, стараясь передать в интонациях всё то, что они почувствовали, пережили и открыли для себя во время работы с текстом.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся письменный ответ на вопрос: “Почему стихотворение Есенина названо “песнью”? Также можно попросить ребят полистать томики есенинских стихов и поискать в его произведениях строки, которые содержали бы в себе отзвуки столь дорогой для поэта мысли: “Всё от древа”.

Список использованной литературы:

  1. Сипинев, Ю.А., Сипинева, И.А. Русская культура и словесность – Санкт – Петербург: книгоиздательство “Сайма”, 1994.
  2. “Животворящая святыня…” / Книга для чтения по курсу “русская культура и словесность” - Санкт – Петербург: книгоиздательство “Сайма” - АО “Энерготех”, 1994.
  3. Альбеткова, Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Для 7 кл. – М.: Дрофа, 2001.