Урок народоведения в 3-м классе на тему "Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан!"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: Формирование интереса к обрядовой культуре русского народа.

ЗАДАЧИ:

  • знакомить с символической и эстетической функцией свадебной одежды у невесты: цвет, особая значимость орнамента, отдельных частей и деталей;
  • расширять знания детей об обрядовой культуре;
  • воспитывать уважение к народным традициям;

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • картинки со свадебными костюмами,
  • образцы вышивок.

ХОД УРОКА.

I. Орг. момент.

Мы с вами в течение нескольких уроков работаем над темой «Жизнь человека в доме и мире». В этой теме мы знакомимся со старинными семейными обычаями. О каком мы будем говорить сегодня, вы узнаете чуть позже.

II. Повторение пройденного.

- Вспомнить, какие чины были на свадьбе? (Объяснить слова)

Свахатот, кто проводит сватовство, ведёт переговоры с родителями о предстоящем браке.

Подневестница подруга невесты.

Подженишник друг жениха.

Дружкачлен свадебного поезда, распорядитель, организатор свадебного ритуала.

Постельникчлен свадебного поезда, перевозивший приданое невесты из её дома в дом жениха.

Тысяцкийглавный распорядитель в старинном русском свадебном обряде. Один из наиболее почитаемых свадебных чинов.

III. Объяснение нового материала.

  • Что это такое? (свадебное платье)
  • В наше время его надевают? (да)

А раньше на Руси невесты надевали другое платье, а какое вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Тема нашего урока «Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан!»

  • Объясните смысл пословицы в заголовке темы.

Сейчас мы рассмотрим свадебный наряд невесты. Состоял он из рубахи, сарафана и передника.

Рубаху шили из белого полотна или цветного шёлка и носили с поясом. Она была длиной, до ступней, с длинными рукавами. Внизу рукава имели обшлаг или присборивались под обшивку, которая украшалась цветными оборками. Основная часть рубахи у ворота собиралась в мелкую оборку и украшалась вышивкой или обшивалась полосой отделочной ткани.

Сарафан косоклинный (крой) шили из однотонной, без узора ткани – синего, красного и даже чёрного цвета. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на тёмном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространённым был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных или оловянных пуговиц. Сарафан по подолу украшали цветной лентой.

Самой декоративной, богато украшенной частью костюма был передник, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шёлковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шёлковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

  • Что украшает костюм? (вышивка)

Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, павы, деревья, ромбы, своеобразные кресты). Но все эти элементы вышивались не просто так, каждый имел своё значение. Крестик – символ солнца; птица – символ воды; деревья, кустики, ёлочки – символ природы; павы – символ любви и семейного счастья. Женская фигура, изображённая в торжественной позе, олицетворяла собой идею вечного продолжения жизни, неразрывную связь небесных, земных и водных стихий.

Вышивка располагалась в тех местах, где заканчивалась одежда – по подолу, вороту, манжетам, а также на плечах.

  • Посмотрите ещё раз на образцы вышивок, на передник, на рубаху.
  • Какие цвета применялись в вышивке? (красный, чёрный)

Преобладал преимущественно красный цвет. Красный цвет считался распространённым средством против сглаза и играл наряду с орнаментом роль «оберега» от злых сил и несчастий. В его декор активно вторгался чёрный цвет – в вышивке рубах и передников. Чёрный цвет, обычно связанный с грустью и печалью, приобретал иное значение. Он придавал костюму праздничную торжественность, подчёркивающую значительность происходящего события – создание новой семьи.

Мы с вами познакомились с современным свадебным платьем, с нарядом, который надевали девушки в старину. А теперь поговорим о подвенечном наряде, который надевали в Сибири.

IV. Проверка домашнего задания.

  • Региональный компонент.
  • Какой наряд надевали на свадьбу ваши прабабушки? Расскажите.

Подвенечный наряд в Сибири состоял из парочки – приталенная кофта и широкая (крой солнце) юбка из той же ткани. Кофта шилась с воротником-стойкой, приталенная, с баской, рукав пышный, к низу сужался. Юбка расклешённая – иногда с оборками по подолу. На голову надевали шаль с кистями.

  • Рассмотрите изображение праздничных костюмов народов России и стран ближнего зарубежья. Найдите общее и различное в костюмах.

V. Самостоятельная работа учащихся в парах.

На партах лежат фломастеры (красный и чёрный), вырезанные из бумаги сарафан, передник, рубаха.

Украшение передника, рубахи вышивкой.

VI. Итог занятия.

Выставка и обсуждение детских работ.

VII. Домашнее задание.

Подберите к изученной теме подходящую по смыслу пословицу в творчестве народов нашего края.