Методическая разработка "Я - лидер"

Разделы: Внеклассная работа


Для того, чтобы подросток был успешным и чувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует и т.д.

Лидерами не рождаются, ими становятся. Конечно, все мы знаем, что личность воспитывается и формируется в течение всей жизни; подростковый возраст является одним из важнейших периодов в становлении личности человека. Подросток находится на распутье; у многих ребят есть задатки лидера, но не у каждого – возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.

Задача ведущего как раз и заключается в том, чтобы создать такие психолого – педагогические условия, при которых подросток сможет раскрыться, найти путь к самопознанию, саморазвитию, самореализации. Именно организованный целенаправленный процесс даст возможность воспитать лидера. Я уверена, что использование игр, упражнений лидерской кругосветки поможет определить лидеров в группе, эффективно взаимодействовать с ними, и с их помощью – с группой.

“Лидерская кругосветка”

Все участники собираются на общий сбор, происходит обсуждение вопроса: “Лидер - кто это?”.

После обсуждения каждый участник отвечает на вопросы: Какие качества и умения лидера я знаю в себе? Какие привычки и качества мешают мне быть лидером? Листочки с ответами каждый сохраняет у себя. После проведения кругосветки каждый еще раз пишет ответы на эти вопросы. Происходит обсуждение. Изменилось ли что-либо?

Далее ведущий говорит, что лидеру для достижения успеха очень важно уметь управлять и подчиняться, необходимо четко представлять и понимать, к чему идешь, важно уметь убеждать и отстаивать свои позиции, необходимо уметь выдвигать требования и вежливо их формулировать, нужно научиться слушать и слышать собеседника, лидер должен уметь брать на себя ответственность, лидеру очень важно уметь высказывать просьбу и уметь отвечать отказом на просьбу.

Все участники делятся на команды (количество команд зависит от количества участников, но не более 8 команд) и проходят все станции по маршрутному листу.

 

Станция 1. Лидеру для достижения успеха очень важно научиться, во-первых, выполнять даваемые ему инструкции, во-вторых, давать инструкции самому.

Участники работают в парах. Каждый рисует на своем листке обычный домик, так, чтобы партнер не видел. Затем они показывают друг другу рисунки. Решают кто из них А, кто Б. Б берет новый лист бумаги, карандаш и завязывает глаза. А смотрит, как Б рисует, и подсказывает, как водить карандашом. Цель в том, чтобы домик Б получился как можно более похожим на домик А. Но А не имеет права брать Б за руку и водить его рукой.

Анализ: труднее давать точный инструкции или рисовать в соответствии с указаниями партнера?

 

Станция 2. Для того, чтобы достичь цели, необходимо четко ее представлять, понимать, к чему идешь.

У каждого участника есть 5 минут для того, чтобы составить собственную формулу успеха лидера. Для этого нужно написать 5-10 основных условий. Затем в общем кругу обсуждаются все предложения, и составляется общий список.

Пример формулы успеха лидера:

  • умей видеть цель.
  • доверяй товарищам.
  • умей слушать и слышать.
  • бери на себя ответственность.
  • будь тактичным.

Анализ: Как проходила процедура обсуждения? Как действовал каждый из участников? Убеждал ли он других в своей правоте или был пассивен?

Станция 3. Для лидера очень важно уметь убеждать, а для этого необходимо быть самому уверенным в отстаиваемых позициях и при этом уважительно относиться к партнерам.

Один доброволец выходит в центр круга. Его задача – выйти из круга в течение 2-3 минут. Круг не хочет его выпускать, но если кому-то из участников круга захочется так сделать, у него есть эта возможность. Это никак не повлияет на выбор следующего участника. Силой вырываться нельзя.

Анализ: Удалось ли вырваться из круга? Какие приемы ты использовал, для того, чтобы выйти из круга? Возникло ли у кого-нибудь желание выпустить участника из круга? Почему?

Станция 4. Даже многим взрослым бывает трудно сформулировать свои требования ясно и дружелюбно. Такими упражнениями мы подтверждаем право детей что-либо требовать у сверстников и взрослых, и предоставляем им возможность формулировать эти требования вежливо.

Участникам раздаются карточки с ситуациями. Они разбиваются на тройки. Каждый просматривает свои карточки и пытается сформулировать свое требование в этой ситуации. А двое других внимательно слушают, а потом говорят, что они об этом думают.

Содержание карточек:

  • Ты видишь несколько играющих ребят и хочешь тоже принять участие в игре.
  • Несколько твоих друзей идут в кино, а тебя не пригласили.
  • Твой друг взял у тебя книгу и не возвращает ее обратно.
  • Ты хочешь, чтобы родители давали тебе больше карманных денег.
  • Ты не понял, как решать задачу, и хочешь, чтобы учитель объяснил еще раз.
  • Неделю назад ты спросил у родителей, можно ли тебе поехать в туристический поход с ночевкой, и до сих пор не получил ответа.
  • Твой друг взял у тебя денег взаймы и до сих пор не отдает.
  • Ты стоишь в очереди в кассу, а кто-то пытается пройти без очереди.

Анализ: Как ты высказываешь требования: слишком робко или настойчиво? Легче предъявить требования сверстникам или взрослым?

Станция 5. Для того, чтобы научиться слушать другого, очень важно почувствовать, как интересно слушать другого, и понять, что ты чувствуешь, когда слушают тебя самого. Нужно уметь поддержать беседу, а за неумением поддержать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку.

Группа разбивается на тройки, один из участников следит за правильностью выполнения задания. Участники вытягивают карточки с темами разговора. На первом этапе разрешается задавать только открытые вопросы, т.е. такие, на которые нельзя ответить да или нет. Ответы рекомендуется давать также подробные, развернутые. После трех минут разговора партнеры меняются ролями.

Темы разговора:

  • что беспокоит в школе.
  • какие есть трудности во взаимоотношениях с родителями.
  • какие качества хотелось бы в себе развить.

Анализ: Легко ли задавать открытые вопросы? Легче ответить просто да; нет или дать развернутый ответ? Что помогает понять другого человека?

Станция 6. Лидер должен уметь брать на себя ответственность, потому что он, ведя за собой группу, отвечает не только за себя, но и за каждого участника группы, и за реализацию того дела, которое выполняет группа.

Помещение, где проводится упражнение, должно быть достаточно просторным. В пустом пространстве расставляются в хаотичном порядке, как препятствия, несколько стульев. Участники разбиваются на тройки, становятся в шеренгу друг за другом, держась за талию впереди стоящего. У нас получилось несколько “паровозиков”. Последний – паровоз, двое других – вагончики. Глаза открыты только у последнего участника. Он едет и управляет движением паровоза, следит за тем, чтобы поезд не врезался в препятствие. Делает он это, поворачивая за талию среднего участника: влево-поезд поворачивает налево, вправо – направо. Участник, стоящий посередине, не проявляя своей инициативы, только передает паровозу указания последнего. А первый следит за руководством среднего и следует по указанному маршруту. Дать возможность побывать каждому участнику во всех трех позициях.

Анализ:

  • Как ты чувствовал себя в роли управляющего поездом?
  • Легко ли тебе отвечать за другого человека?
  • Легко ли заботиться о его безопасности?

Станция 7. Для лидера очень важно уметь высказывать просьбу, принять согласие или отказ в е выполнении, уметь отвечать отказом на просьбу.

Участники разбиваются на пары, каждая пара вытаскивает карточку, в которой дана ситуация, просьбы и реакции на нее. Пока одна пара выполняет задание, - все остальные являются наблюдателями и судьями. Затем проводится обсуждение: какие средства использовал просящий, какие – реагирующий, насколько эффективно была решена ситуация. Потом участвует следующая пара и т.д.

Варианты содержания карточек:

  • Дай списать. – Не дам.
  • Дай посмотреть видеокассету. – Не дам.
  • Объясни мне непонятную тему. – Хорошо.
  • Давай уйдем с урока. – Нет.
  • Помоги мне сделать домашнее задание. – Хорошо.
  • Пойдем в кино. – Нет.
  • Сходи со мной в магазин. – Да.
  • Помоги помыть посуду. – Нет.
  • Помоги сделать самостоятельную работу. – Нет.
  • Зайди за мной, пойдем гулять. – Хорошо.

Станция 8. Верить в свою исключительность необходимо любому из нас, а тем более лидеру.

У участников есть 1 минута для того, чтобы продумать тезисы выступления, где каждый обоснует, почему он является “подарком для человечества”. На выступление у каждого участника есть 30 секунд.