Урок чтения во 2-м классе на тему "И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. познакомить детей с басней;
  2. донести юмор и иронию басни;
  3. научить находить мораль-поучение в произведении;
  4. работать над выразительным чтением басни.

Оборудование:

  1. портрет И.А. Крылова;
  2. словарь Ожегова;
  3. игрушки (лебедь, рак, щука)

Ход урока

1. Организационный момент.

Раз-два-работать пора.

2. Проверка д/з.

- Начнем урок с проверки д/з.

- Какой рассказ читали? ("Бумажный змей")

- Почему он так называется?

- Прочитайте, почему мальчики не смогли запустить змей?

- Прочитайте последнее предложение.

- В чем беда мальчиков?

- Какие пословицы подходят к рассказу? Назовите. (Молодцы!)

3. Знакомство с басней.

- Мы читали рассказ. А сегодня познакомимся с новым

произведением, с басней.

В толковом словаре Ожегова басня объясняется так : (на доске)

«Басня - краткое нравоучительное стихотворение рассказ».

Басни писал Иван Андреевич Крылов, дедушка Крылов, так его называют. Крылов был добрым человеком, в жизни всего добивался сам. С детства писал. Известности добился в 20 лет. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире и согласии. Его оружием были басни, которые учили жить по справедливости.

(Показываю детям рака, лебедя и щуку).

- Посмотрите на этих животных.

-Что можете о них сказать? (Их жизнь связана с водой).

-Кто лишний? (Лебедь, т.к. он летает, а щука и рак нет)

- Что общего у них? (Все не могут жить без воды).

- Как двигаются? (Лебедь летает, рак ползает назад, щука плавает).

А сейчас и мы подвигаемся.

Физминутка.

- Об этих животных и написал басню Крылов. Она так и называется

« Лебедь, Рак и Щука».

- Послушайте басню. (Рассказываю наизусть с обыгрыванием).

- На что похожа басня? (На сказку).

- Что здесь сказочного? (В жизни эти животные не тянут воз).

- Давайте зачитаем, какой случай описал Крылов.

« Однажды…»

- А что такое поклажа? (Груз в телеге).

- Как вы понимаете слова « Из кожи лезут вон» (Стараются изо всех сил, но ничего не получается).

- Почему же возу нет ходу?

Найдем в тексте (с карандашом в руках)

- Лебедь рвется в облака (стремительный, упрямый).

- Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный).

- Щука тянет в воду (упрямо делает свое дело).

Давайте еще раз прочитаем эти слова.

- Дети, как бы вы читали басню? (не торопясь, как сказку).

- Прочитайте последние слова. (Мы не вправе осуждать чьи-то поступки, можно только понаблюдать и посмеяться).

- А почему же воз и ныне там? (Нет согласия, нет единой цели).

- А сейчас прочитайте басню про себя и найдите слово, которое подсказывает, что воз они могли свезти, отметьте это слово.

(Дети читают басню про себя).

- Какое это слово? (Товарищ).

- Подтвердите словами из басни (Когда в товарищах…).

- А можно ли героев басни назвать товарищами?

- А могли ли подружиться герои басни? (Нет, они совершенно разные, разная среда обитания).

- Бывают ли похожие случаи среди людей? (Да, когда работают недружно).

- Чем напоминает басня рассказ « Бумажный змей»?

- Кто найдет главную мысль басни? Читаем.

Вот эти слова - мораль басни, чему учит басня. Прочитайте по учебнику, что такое мораль.

- Найдите в басне слова, которые вы слышали раньше. « А воз и ныне там».

- Когда так говорят?

- Подойдут ли эти слова к героям рассказа « Бумажный змей»?

Чтение басни вслух детьми.

Обыгрывание басни.

4. Итог урока.

- С каким новым произведением познакомились на уроке?

- Что такое басня? Что обязательно есть в басне?

5. Д . Мне бы хотелось, чтобы басню выучили наизусть и рассказали на следующем уроке.