Внеклассное занятие по математике (с родителями). 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Вступительная беседа.

Из истории математики.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами.Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу.Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети не знали счета.Но детей учат считать родители и учителя.А первобытным людям не у кого было учиться.Их учителем была сама жизнь.Поэтому и обучение шло медленно.Учиться считать требовала жизнь.Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя.Охотились наши предки большими группами иногда всем племенем.Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя.Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырёх с рогатинами - с другой стороны берлоги, трёх - с одной стороны и трёх-с другой стороны берлоги.Для этого он должен был уметь считать, а так как название чисел тогда ещё не было, он показывал число на пальцах.

Следы счета на пальцах сохранились во многих странах.Специальные названия чисел имелись по началу только для одного и двух.Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 - это два и один и т.д.Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек.

Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами.В Древней Руси буква “а” обозначала единицу, “в” - два и.т.д.

Однако и буквенная нумерация тоже была неудобна для обозначения большого числа.

Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всём мире, был создан в Древней Индии.Индийская система счёта распространялась затем по Европе, а цифры получили названия арабских.Но правильнее их называть всё-таки индийскими.

А теперь, послушайте стихотворение:

1-й ребёнок:

Летит выше звёзд математика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет.
Сажает деревья, турбины куёт
До самого неба рукой достаёт.

2-й ребёнок:

Считайте ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте
Плохие дела поскорей вычитайте
Учебник научит вас точному счёту
Скорей за работу, смелей за работу.

(Дети делятся на три команды).

II. Решение уравнений.(Каждый член команды получает карточку с уравнением.)

1) x · 9 = 72 3) 8· x = 32
2) x + 267 = 274

- Составление пословиц о математике, по результатам уравнений.

1 команда: “Весна да осень - на дню погод восемь”

2 команда: “Семь раз примерь, один раз отрежь”

3 команда: “Без четырёх углов изба не рубится”

Учитель. Расскажи, что знаешь о числе, полученном в пословице.

Восьмёрка - символ бесконечности.Люди этого числа обречены на вечную борьбу с собой.Их нелегко сломать.Они независимы и делают всё по-своему.“Восьмёрки” умеют увлечь за собой коллектив и отлично проявляют себя в политике, деловом мире.

Семёрка - символ загадочности и тайны.У людей этого числа повышенная духовность.Они всегда заняты собой, и чужие проблемы их не касаются.Характер у “семёрок” неуравновешенный, взрывной.Их интересует история, искусство.

Четвёрка - символ устойчивости и прочности.Эти четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии: огонь, земля, воздух, вода.Им нужно избавляться от упрямства и желания везде быть первыми.Они должны много работать, тогда из них получатся хорошие юристы, пограничники.

III. Введение в геометрию.

Прямая

3-й ребёнок.

Без конца и края,
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней иди -
Не найдёшь конца пути! (чертёж на доске)

Отрезок

4-й ребёнок.

Однажды линия прямая
Пришла на день рождения
Но почему-то грустная
В ужасном настроении
Имениннице кивнула:
“Я хочу тебя поздравить,
С днём рождения!
Мой подарок очень личен,
С двух сторон он ограничен -
Вырезаю из себя
И дарю тебе любя!
Принимай его, лови.
И отрезком назови!” (чертёж на доске)

5-й ребёнок.

Луч с лучом соединили,
Вершину в точке закрепили.
Так тупой, прямой и острый
Угол нам построить просто!

Игра: “Ломаная” (для родителей).Задание: Пройти между кубиками с закрытыми глазами, кубики незаметно убирают и проходят заново.

IV. Математический аукцион.(30 с)

- Чья команда назовет больше слов, в которых есть число сто, три, семь.

Например: трибуна, семья, столб.

V. Пантомима: “Опять двойка”, “Когда не решается задача”.

VI. Игра “Дорисуй”.(Элементы геометрических фигур)

VII. Конкурс капитанов.

а) Задание на внимание (зрительная память.30с.)

На доске ряд чисел: 19, 28, 37, 46, 55, 64, 73, 82, 91.(Проверяют родители).

б) Решение задач на нахождение периметра прямоугольника.Танграм – выложи робота, найди площадь туловища.

в) Если у стола отпилить угол, то сколько углов у него останется?

1) 4; 2) 3; 3) 5; 4) два с половиной.

Какое из этих слов не обозначает геометрическую фигуру?

1) куб; 2) аспирин; 3) трапеция; 4) шар.

VIII. Конкурс для родителей.

- Нарисуй дом с закрытыми глазами, отрывая руку после каждого элемента.

IХ. Игра “Кто больше вспомнит поговорок, пословиц, высказываний о математике”

Полёт - это математика.

В.П.Чкалов.

Математика - гимнастика ума.

А.В.Суворов.

Х. Стихотворение о математике.

Баллада о математике (М.Борзаковский).

Как воздух математика нужна,
Одной отваги офицеру мало
Расчёты! Залп!
И цель поражена
Могучими ударами металла
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы учения
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступления
Но строг учитель был,
И каждый раз
Он обрывал мальчишку
Резковато: “Мечтать довольно!
Повтори рассказ
О свойствах круга
И углах квадрата”
И воином любовь сбережена
К учителю далёкому, седому
Как воздух, Математика нужна,
Сегодня офицеру молодому!

ХI. Подведение итогов.