Конспект открытого урока внеклассного чтения в 1-м классе. Презентация

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности.
  2. Развивать представление о способах изображения персонажей, о средствах создания образа в изобразительном искусстве.
  3. Активизация творческих способностей детей, обучение выразительному чтению.
  4. Способствовать формированию личного отношения к прочитанному.
  5. Воспитывать интерес и любовь к чтению.
  6. Способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу.

Оборудование:

  • Предметные “волшебные” шкафчики, “золотой ключик”, аленький цветочек, кувшин, яблоко, гусли.
  • Карточки с названиями сказок.
  • Иллюстрации Е.М. Рачёва и Ю.А. Васнецова.
  • Атрибуты для сценки: маленькая скамеечка, элементы костюмов, рыбки.
  • Презентация к уроку.
  • Карточки с кроссвордом у каждого ребёнка.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Объявление темы. (3 мин.)

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения.

- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина.

“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!”

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие сказки вы читали?

- Молодцы! Названия сказок вы знаете, а их содержание?

- Сейчас мы это узнаем.

3. Разминка. Определение видов сказок. (10 мин.)

- В этом волшебном шкафчике находятся вещи, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит данный предмет.

(6 предметов – по 2 каждой колонке). Дети по очереди достают предмет и называют сказку, определяют, кому принадлежит эта вещь. Название сказки появляется на слайде презентации. (Приложение)

“Золотой ключик”

“Муха-цокотуха”

“Аленький цветочек”

“Лиса и Журавль”

“Гуси – Лебеди”

“Кот, Петух и Лиса”

- Попробуйте разделить эти сказки на 3 группы. (волшебные, бытовые, анималистические).

- А я разделила на 2 группы. Как я это сделала? (авторские и народные)

- Какие бывают сказки по авторской принадлежности? (народные и авторские)

- А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных)

- Какую сказку вычитали к уроку? (“Лисичка-сестричка и Волк”)

- В какую группу её отнести? (русская народная сказка)

- Понравилась вам сказка?

- А хотите ещё раз послушать?

4. Чтение сказки учителем. (5 мин.)

5. Анализ содержания. (8 мин.)

- Кто главные герои сказки?

- Какова же лиса? Как об этом сказано в тексте?

- Кого она перехитрила? Найдите в тексте.

- Докажите, что она умная, жестокая, предприимчивая.

- А каков же Волк? (глупый, доверчивый, простофиля).

- Найдите, как об этом сказано в сказке.

- Волк и Лиса – главные герои сказки. А о людях что вы скажете?

6. Подготовка к инсценированию. (3 мин.)

- Сегодня мы будем инсценировать отрывок, где Лиса ест рыбку и не даёт её голодному Волку. Найдите его.

- Давайте поиграем: девочки побудут немного лисой, а мальчики – волком.

- Попробуйте изобразить своего героя с помощью мимики, жестов, движений.

(выбирается “лучшая” лиса и “лучший” волк. Они надевают элементы костюмов, готовят декорации).

- Как нужно говорить слова Лисы? А Волка?

- Перечитаем отрывок в лицах.

- Текст будет идти “за кадром”, а артисты только изображают своего героя в соответствии с текстом.

Все остальные дети будут не просто зрителями, а и режиссёрами.

- Какие советы вы, как режиссёры, дадите нашим артистам?

(Осанка у Лисы прямая, разговаривает с Волком не глядя на него, нехотя, с пренебрежением).

7. Инсценирование отрывка. Обсуждение. (4 мин)

- Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.

- Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?

8. Знакомство с художниками-иллюстраторами. (4 мин.)

(Показ книги “Русские народные сказки)

- Помните эту книгу? Чем она ещё нас привлекла кроме содержания? (иллюстрациями Ю. Васнецова)

- А посмотрите на эти иллюстрации. (Рачёва)

- Что заметили? (сказки разные и художники разные)

- Да, это действительно иллюстрации другого художника-иллюстратора Е.М. Рачёва.

- А в чём главное отличие иллюстраций Е.М. Рачёва? (герои одеты в русские народные костюмы).

- Молодцы! Сегодня на уроке вы были и артистами, и режиссёрами, а хотите побывать художниками?

- Попробуйте выполнить иллюстрацию к сказке “Лисичка-сестричка и Волк” дома.

9. Закрепление, самостоятельная работа. Работа в парах. Разгадывание кроссворда. (5 мин.)

- На следующем уроке мы познакомимся с новым жанром литературы, а каким, вы узнаете из кроссворда.

  1. Слуги Бабы Яги.
  2. Кто хотел погубить Муху-Цокотуху?
  3. “Федорино горе”, “Айболит” - кто автор?
  4. Братец Алёнушки.
  5. Рыжая героиня многих народных сказок.

Проверка

- С чем же мы будем знакомиться на следующем уроке? (с баснями).

10. Итог.

- Что вы хотите сказать про урок?

- Что особенно понравилось?