Урок русского языка с компьютерной поддержкой в 8-м классе по тему: "Односоставные предложения (обобщение и систематизация полученных знаний)"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Предлагаемые знания направлены на формирование уважения к русскому языку, воспитание осознанного и грамотного правописания; на обогащение словарного запаса, закрепления навыков произношения. Творческое задание (мини-сочинение по репродукциям художников) предполагает дальнейшее развитие навыков выразительной, образной разговорной речи и грамотного письма. Дети учатся передавать свои чувства, эмоции, впечатления об увиденном пейзаже. Выполнения творческого задания сопровождается спокойной классической музыкой, призванной пробудить воображение, создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
Для усиления учебной мотивации и познавательного интереса на протяжении урока с успехом используется компьютерная поддержка.
Урок апробирован и показал хорошие результаты. Применение учителем различных методов (словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, проблемный, наглядно-иллюстративный) и приемов (беседа, фронтальный опрос, коллективные форы работы, самостоятельная работа, индивидуальная работа, творческая работа) позволили в короткий срок вспомнить и систематизировать большой объем ранее изученного учебного материала, выявить слабые места в знаниях, умениях и навыках учащихся для дальнейшего их исправления. Благодаря такому планированию урока, не только учитель достиг поставленных целей, но и ученики, активно сотрудничая с учителем, выполнили большой и разнообразный объем заданий, продемонстрировали свои знания и умения. В конце работы дети дали оценку уроку, себе и одноклассникам, подчеркнув наиболее яркие моменты.
Урок прошел эмоционально, оживленно, продуктивно; вызвал интерес к учению, воспитал потребность к знаниям и не оставил никого равнодушным.

Тема урока: Повторение односоставных предложений.

Вид урока: Обобщения знаний по темам: “Фонетика, орфоэпия, орфография, словообразование, лексика, морфология, пунктуация”.

Тип урока: Урок с использованием активных форм работы учащихся.

Цели урока:

  • Обучающая: работа над формированием осознанного, грамотного правописания, закрепление навыков произношения; работа по развитию речи.
  • Развивающая: развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса.
  • Воспитывающая: формирование глубокого уважения к языку и умение грамотно выражать свои мысли.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, проблемный, наглядно-иллюстративный.

Приемы: беседа, фронтальный опрос, коллективные формы работы, самостоятельная работа, индивидуальная работа, творческая работа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами вспомнить практически все разделы науки о русском языке. Провести занимательное путешествие в Страну Знаний (слайд 1).
Чтобы урок был интересным и познавательным, я приготовила разнообразные задания. Активно участвуя в работе, правильно отвечая на поставленные вопросы, вы сможете показать классу свою красивую, образную речь и грамотное письмо.
В конце урока вам самим придется оценить нашу работу.

Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока “Повторение односоставных предложений”. Ребята, а мы знакомы с односоставными предложениями?

Ответ ученика: Да, знакомы.

Учитель: Поэтому я написала тему “Повторение односоставных предложений”, но в урок включила материал по многим разделам науки о русском языке.

II. Этап повторения и закрепления полученных знаний (слайд 2)

Учитель: Что такое фонетика?

Ученик: Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

Учитель: Что такое фонетический разбор?

Ученик: Разбор слова по буквам и звукам называется фонетическим разбором.

Учитель: Что такое орфоэпия?

Ученик: Раздел науки о языке, в котором изучается правильное произношение слов.

Учитель: Посмотрим, как вы это помните?

1. Итак, первая наша остановка на станции “Фонетической” (слайд 3).

Задание 1. Расставить ударение в словах.

Двое учащихся вызываются для работы у классной доски.  Учитель открывает заготовленные заранее слова:

  1. Дефис, жалить, досуха, свитер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.
  2. Портфель, роман, процент, средства, магазин, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя.

Остальным учащимся учитель читает текст (слайд 4).

Задание 2. Спишите текст и выпишите из него слова, в которых (слайд 5) 1 вариант – звуков больше, чем букв; 2 вариант – букв больше, чем звуков. Обратите внимания на знаки препинания.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и иное название еще драгоценней самой вещи. (Н.Гоголь)

  • 1 вариант: языка, иное, название, еще (слайд 6).
  • 2 вариант: дивишься, драгоценности, драгоценней (слайд 7).

(Спросить 2 - 3 человека. Уточнить, почему они так считают?)

Учитель: В каких случаях гласные ё, е, ю, я обозначаются двумя звуками?

Ученик: Буквы я, ю, е, ё обозначают два звука:

1) если они стоят в начале слова (яма);
2) стоят после гласного (маяк);
3) пишутся после ъ и ь (друзья) .

Проверка задания 1: Дефис, жалить, досуха, свитер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую, портфель, роман, процент, средства, магазин, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя.

Учитель: Какой раздел науки о языке изучает произношение?

Ученик: Этот раздел называется орфоэпией.

Учитель: Давайте еще раз повторим слова: звонит, красивее, так как они очень часто употребляются в языке (дети хором произносят слова). Поехали дальше (слайд 9).

2. Станция “Словообразовательная”

Учитель: Что такое словообразование?

Ученик: Это раздел науки о языке, изучающий образование слов.

Учитель: А из каких частей может состоять слово?

Ученик: Слова в русском языке состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний.

Задание 1. Из данного выше предложения выписать слова: драгоценности, подарок, дивишься, зернисто. Сделать разбор по составу (слайд 10).

Проверка задания.

Драгоценности, подарок,
Дивишься, зернисто.

Учитель: Какие морфемы служат для образования новых слов?

Ученик: Для образования новых слов служат приставки, суффиксы.

3. Станция “Лексическая” (слайд 11).

Учитель: Что такое лексика?

Ученик: Лексика изучает словарный состав русского языка.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с толкованием и правильным написанием слова календарь. Посмотрите, какие орфограммы в этом слове?

Ученик: Безударные гласные, ь на конце слова.

Учитель: А вы знаете, что такое календарь?

Ученик дает свое толкование.

Учитель: А теперь я познакомлю вас с правильным значением этого слова (слайд 12). Календарь – таблица, в которой в последовательном порядке даны все дни года.

Учитель: Ребята, перепишите данное предложение в тетрадь и расставьте знаки препинания. Ученик объясняет расстановку знаков препинания (слайд 13).

Учитель: В каком словаре вы будете искать лексическое значение слов?

Ученик: Лексическое значение слов указывается в толковых словарях.

Ученики рассматривают толковые словари, расставленные у доски.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Как называются выражения, записанные на экране (слайд 14)?

Ученик: На экране написаны фразеологизмы.

Учитель: Что такое фразеологизмы (слайд 15)?

Ученик: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.

Задание: (слайд 16)

1-й вариант: выписать те, которые употребляются в книжной речи, и объяснить их значение;

2-й вариант: выписать те, которые употребляются в устной речи, и объяснить их значение.

  • Рыцарь без страха и упрека (1-й вариант) – безупречный человек (слайд 17).
  • Пялить глаза (2-й вариант) – пристально смотреть (слайд 18).
  • Где раки зимуют (2-й вариант) – очень далеко (слайд 19).
  • Вносить свою лепту (1-й вариант) – решиться на что-либо (слайд 20).
  • Разрубить гордиев узел (1-й вариант) – решить трудную задачу (слайд 21).
  • Сбоку припека (2-й вариант) – посторонний (слайд 22).

Учитель: Для чего мы их употребляем в речи?

Ученик: Фразеологизмы делают речь более яркой, красивой, образной.

Учитель: А теперь составьте небольшой рассказ, раскрывающий смысл фразеологизмов (слайд 23):

1 ряд – засучив рукава,
2 ряд – как белка в колесе,
3 ряд – упрямый как бык.

Проверка задания (первый ряд оценивает второй, второй-третий, третий-первый).

Учитель: Вы обратили внимание, насколько богат наш русский язык. Постарайтесь чаще использовать фразеологизмы в своей речи.

4. Слайд 24 – на экране станция без названия.

Учитель: Ребята, запишите следующие слова.

Слова на экране (слайд 25): чистота, чистый, чистить, чисто, чистивший, вычистив.

Учитель: Определите, какими частями речи они являются?

Ученик: чистота (существительное), чистый (прилагательное), чистить (глагол), чисто (наречие), чистивший (причастие), вычистив (деепричастие).

Учитель: Какая орфограмма в причастии?

Ученик: В причастии пишется суффикс -ВШ-

Учитель: Так на какую же станцию мы попали (слайд 26)?

Ученик: Станция “Морфологическая”.

Слова на экране (слайд 27).

Учитель: Ребята, какая часть речи называется глаголом?

Ученик: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета. Глаголы бывают в настоящем, будущем и прошедшем времени; совершенного и несовершенного вида; I и II спряжения; переходными и непереходными. Глаголы изменяются по наклонениям: бывают в изъявительном, условном и повелительном наклонении. В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Учитель: А что такое спряжение?

Ученик: Изменение глагола по лицам и числам.

Учитель: Сейчас проверим, как вы умеете определять спряжение глагола.

Задание 2. Выписать глаголы и обозначить их окончания (слайд 28).

1-й ряд – глаголы 1-го лица,
2-й ряд – глаголы 2-го лица,
3-й ряд – глаголы 3-го лица.

Собираемся, краснеют, проснешься, мирятся, рассуждаю, рисуете, смотрим, думает, мечтаешь (слайд 29, 30, 31).

Учитель: Отчего зависит правильное написание гласных в личных окончаниях глагола?

Ученик: Правописание гласных в окончаниях глаголов зависит от спряжения.

Учитель: Не забывайте об окончаниях глаголов 3лица, множественного числа (ут-ют, ат-ят).

5. Слайд 32 – на экране станция без названия.

Учитель: У вас на столе карточки. Что пропущено в этих словах?

Ученик: В словах пропущены буквы.

Учитель: Как мы называем ту букву, которая вызывает трудности в написании?

Ученик: Такую букву называют орфограммой.

Учитель: Какие слова даны на этой карточке?

Ученик: Слова с орфограммами.

Учитель: Значит, на какую станцию мы прибыли (слайд 33)?

Ученик: Станция “Орфографическая”.

Задание записано на карточках и на экране (слайды 34, 35, 36, 37).

Учитель: Спишите, вставьте буквы и найдите правильный ответ.

1. В каком ряду на месте пропуска пишется е во всех словах?

А) к распустивш.. йся сирен.., об улыбающ..мся мальчик..
Б) на предыдущ..м конкурс.., в осыпающ..йся хво..
В) на цветущ..й вишн.., о дальнейш..м намерени..
Г) последн..й встреч..й, с развивающ..мся знамен..м.

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

А) Пок..ление, про..вляющийся, оз..ренный
Б) разг..вор, в..ликолепный, отр..зиться
В) хр..нитель, пож..леть, д..йствительный

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

А) бросить клич.., утеш..ся малым;
Б) не реж..те мелко, серебряная брош..ка;
В) ударить наотмаш.., намаж.. масло;
Г) быстро пострич..ся, суп горяч..

4. Не пишется раздельно:

А) (не)где разложить фотографии;
Б) окно (не)занавешено;
В) (не)истовый лай;
Г) (не)далеко от поселка.

Разбираются правильные ответы (слайд 38, 39, 40, 41).

Учитель: Отчего зависит правильное написание окончаний прилагательных и причастий?

Ученик: Окончание прилагательных зависит от вопроса, заданного от существительного.

Учитель: Как проверить безударные гласные?

Ученик: Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

Учитель: В каких глаголах на конце пишется ь?

Ученик: Ь пишется на конце глаголов повелительного наклонения, в неопределенной форме, в окончаниях глаголов 2 лица, единственного числа после шипящих.

6. Слайд 42 на экране с названием станции. Станция “Синтаксическая”.

Учитель: А сейчас мы приехали на станцию “Синтаксическую”. Что такое синтаксис?

Ученик: Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.

Задание 1. Графический диктант.

Два человека работают у доски.

Учитель: Я буду читать предложения, а вы должны составить их схемы, в которых укажете лишь грамматическую основу

1. На днях я заночевал на степном озере.
2. Оно сплошь заросло высоким камышом, и лишь на середине блестела узкая полоска чистой воды.
3. Медленно гасла заря.
4. В спокойной воде отражались первые звезды и бледная луна.
5. Скорей бы прошла ночь.
6. Поднялся ветер, от воды потянуло прохладой.

Учитель: А теперь прочитайте предложения по своим схемам (слайд 43).

Ученик:

1) [ –  = ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное.
2) [ –  = ], и [ =  – ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2-х простых предложений, соединенных союзом И.
3) [ =  – ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное.
4) [ = – и – ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, с однородными членами.
5) [ –  = ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное.
6)  [= – ], [ = ]. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2-х простых предложений.

Учитель: Посмотрите на последнюю схему. Из каких простых предложений состоит это предложение?

Ученик: Первое предложение полное, двусоставное. Второе предложение безличное.

Учитель: Какие предложения мы называем односоставными?

Ученик: Предложения с одним главным членом называются односоставными.

Учитель: Какие виды односоставных предложений вы знаете?

Ученик: Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.

Учитель: Какие предложения мы называем определенно-личными, неопределенно-личными, безличными, назывными?

Ученик: Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Неопределенно-личные – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в прошедшем времени. Безличные – односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Назывные – предложения с одним главным членом-подлежащим.

На экране – таблица (слайд 44).

Задание 2 (устно). Определите тип односоставного предложения, если сказуемое – глагол выражено:

Проверка задания (слайд 45).

Учитель: А сейчас я ваши знания проверю на практике. У каждого из вас лежит таблица, вам надо заполнить ее примерами. (прил.1)

На парте лежат карточки с заданиями (задания проецируются и на экран).

Учитель: Посмотрите на карточки, найдите правильный вариант и запишите его в тетрадь, затем докажите свой ответ.

Задание 3.

  1. Найдите определенно-личное предложение (слайд 46).
  2. Найдите неопределенно- личные предложения (слайд 47).
  3. Найдите безличное предложение (слайд 48).

Учитель: Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

Ученик: Такие предложения могут употребляться в живой разговорной речи. Назывные предложения часто встречаются в художественной литературе (прозе или поэзии), в газетах или журнальных статьях.

Задание 4 (самостоятельная работа). Определить тип односоставных предложений, выделить грамматическую основу и написать, чем она выражена. Задание дается на карточках и проецируется на экран (слайд 52).

Проходит комментированная проверка (слайд 53).

Брожу по набережной снова. (односост., опр-л). Изба лесничего. Медвежье царство(односост., назывн.). Дорогу замело. (односост. безл.) Зарево заката. (однос., назыв.). Забыли о свете вечерних окон.( одност., неопр-л).Слышится вдалеке лай собаки.(двусост).

Задание 5. Диктант “Проверь себя”.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие.
Над глубокими снегами раскинулось синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие радостные краски бывают только по утрам. И особенно хороши они сегодня. Свежий снег, краски зеленого бора, первые лучи солнца. В колеях санного следа четким полукругом прочерчено от дороги к дому, тень совершенно синяя. На вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет.

После прочтения, текст проецируется на экране (слайд 54).

Учитель: Определите стиль текста.

Ученик: Художественный стиль.

Учитель: Какие предложения автор употребляет в качестве изобразительно -выразительных средств?

Ученик: Односоставные предложения.

Учитель: Найдите в тексте односоставные предложения и определите их вид.

Ученик: Утро (назывное). Выглядываю в окно и не узнаю леса (определенно-личное). Тропинки замело снегом (безличное). Какое великолепие и спокойствие (назывное).Свежий снег (назывное), краски зеленого бора (назывное), первые лучи солнца(назывное). В колеях санного следа четким полукругом прочерчено от дороги к дому (безличное), тень совершенно синяя (назывное).

Учитель: Какую роль они играют в тексте?

Ученик: Они лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку.

Учитель: Так в каком стиле употребляются односоставные предложения?

Ученик: В художественном и публицистическом стилях.

Учитель: Найдите сложное предложение и составьте схему.

Ученик: Свежий снег, краски зеленого бора, первые лучи солнца. ([ – ], [ – ], [ – ]).

Ш. Творческое задание

Учитель: А теперь покажите, как вы умеете пользоваться односоставными предложениями, а помогут в этом картины (слайды 55 и 56).
Напишите небольшое сочинение-миниатюру по одной из картин известного художника Игоря Эммануиловича Грабаря, используя разные виды односоставных предложений. Укажите место действия, время года, опишите состояние природы, различные детали картины.
И.Э.Грабарь – известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. В своих пейзажах мастер старался передать живую красоту окружающего мира.
В “Февральской лазури” Грабарь восхищается русской природой и ее символом – великолепной ветвистой березой. Дерево изображено контрастными красками, несмешанными цветами: белым, синим, зеленым. Для того чтобы показать яркость и переливчатость неба, художник пишет резкими синими полосами по белому фону. Ветви великолепных берез устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро.
Иногда первый снег выпадает очень рано, даже в сентябре. Это необычное явление заинтересовало художника, и он написал картину “Первый сентябрьский снег”. Обратите внимание на его особую манеру письма: Грабарь не смешивает краски, а кладет их на холст отдельными мазками, рассчитывая на зрительное, оптическое слияние этих мазков при восприятии картины.

Ученики пишут сочинение под музыкальное сопровождение. Чтение работ. Обсуждение.

IV. Подведение итогов урока. Оценивание.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вам понравился урок?

Ответы учащихся.

– Какие разделы русского языка мы вспомнили?
– Кто хорошо работал?
– Чье сочинение показалось вам самым интересным?
– Какую оценку мы поставим ……и почему?

V. Объяснение домашнего задания (слайд 56)

– Повторить порядок синтаксического разбора простого предложения на странице 135, приготовиться к графическому диктанту. К нему необходимо подготовить практическое задание, состоящее из 6 односоставных предложений разного вида. До новых встреч! (слайд 57).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3