Урок по обучению грамоте (письмо) по теме: "Работа с текстом. Деление текста на предложения" (программа Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Обобщить начальное представление о тексте.
  2. Продолжать работу над орфограммами: заглавная буква в именах собственных, перенос слов с мягким знаком в середине, оформление предложений.
  3. Тренировать учащихся в умении анализировать, сравнивать, обобщать.
  4. Развивать устную речь детей.

Оборудование:

  1. Картина “Зимние игры детей”.
  2. Образцы написания письменных букв.
  3. Словарные слова.
  4. Портреты “детского настроения”.
  5. Тетрадь по письму. Н.В.Нечаева, Н.К.Булычёва.

1. Организационный момент.

– Урок письма. Сегодня продолжим учиться красиво и грамотно писать, делить слова для переноса, работать с текстом и отгадывать ребусы.

2. Актуализация знаний.

– Начнём работу с игры “Дополни предложение”.

– Звуки бывают (гласные и согласные).

– Согласные бывают (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).

– После мягкого согласного пишутся буквы (Я, Ё, Ю, Е, И и буква Ь знак).

– Слова переносятся по (слогам).

– Имена людей пишутся с (заглавной буквы).

– Первое слово в предложении пишется с (заглавной буквы).

– В конце предложения ставим (точку).

– Молодцы. Переходим к работе по прописи с. 16.

– Но сначала скажите, о чём будем помнить во время письма.

(Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь).

3. Постановка проблемы.

Всему название дано
И зверю, и предмету
Вещей вокруг полным, полно –
А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз, –
Над нами, и под нами, –
И всё что в памяти у нас,
Означено словами.

– Прочитайте жужжащим чтением слова вверху страницы и представьте предметы, которые они обозначают.

(Дети читают слова: ПАЛЬТО, ИНЕЙ, Игорь, КОНЬКИ, ДОЖДЬ, СНЕГ).

– Какие слова можно объединить в группы?

(Дети объединяют в группы по значению, по наличию ь знака и т.д.).

– Выполним 1 задание. Разделим слова на слоги и выпишем те из них, которые можем перенести с одной строки на другую. (Учащиеся упражняются в делении слов на слоги и называют слова, которые можно перенести).

Запись на доске и в тетрадях – ПАЛЬ-ТО КОНЬ-КИ.

– Можно ли объединить эти слова по в одну группу?

– По какому признаку? (По переносу).

Вывод. Как можно переносить слова?

– Выполним следующее задание. Подчеркнём слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Ребята называют слова с мягким знаком).

– Что показывает мягкий знак?(Мягкий знак указывает на мягкость согласного звука).

Вывод.

Мягкий знак, хитрый знак
Не назвать его никак.
Он не произносится,
А в слово так и просится.

– Какие из слов верхней строки спрятались на картине?

4. Работа по картине.

Открывается картина “Зимние игры детей”).

Дети называют слова снег, иней, коньки, пальто, подбирают признаки к этим предметам.

– Какое время года изображено? (Зима).

– Какие забавы зимой радуют детей? (Дети составляют предложения).

– А в каких зимних играх приняли участие вы?

– Кто любит кататься на санках? На лыжах? На коньках?

А кто лепил снеговика? Играл в снежки?

– Да, весело зимой! Особенно когда хорошая погода, ярко светит солнышко.

– Встали дети по порядку, выполним зимнюю зарядку.

5. Физкультминутка.

(Запись на магнитофоне).

Мы на лыжах в лес идём – дети показывают движение Мы взбираемся на холм – лыжника Мы немного отдохнём – руки вверх, вниз Слепим мы комочки снега – “делают” снежок Поиграем до обеда – кидаем и увёртываемся от снежков Не боимся мы мороза – хлопок по плечам Ловим снег, хлопок в ладоши – хлопки в ладоши Слепим ком большой – наклон вперёд Его покатили всей гурьбой – катим ком Руки в стороны, по швам – руки в стороны, вниз Снега хватит вам и нам. – руки в стороны, вверх, вперёд и вниз

6. Работа над предложениями и текстом.

– В следующем задании мы узнаем чем увлекался Игорь зимой.

– Прочитаем жужжащим чтением.

– Что вы узнали про Игоря?

– Что заметили в задании? (В задании все слова записаны с прописной буквы и нет знаков препинания).

– Наведём порядок с помощью простого карандаша – разобьём на предложения.

– Читаем 1 предложение. Отметим опасные места. (Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку).

Дети читают следующее предложение и т.д.

– Сколько получилось предложений?

– Можно эти предложения назвать текстом?

– Как догадался?

(Это текст. В нём 3 предложения. Предложения связаны по смыслу, поясняют предыдущее).

7. Физкультминутка для глаз.

– Выполним задание. Спишите текст, деля его на предложения. (Дети записывают текст под управлением. Повторяем правила списывания.

– Читаем как написано, диктую себе по слогам.

– Перед письмом что проверяем?

Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
Аккуратненько пишу.

8. Проверка. Работа со словами из словаря.

В тексте встретились слова с трудным написанием.

(Открываются слова с иллюстрациями – ПАЛЬТО, КОНЬКИ).

– Кто знает значение этих слов? (Дети рассказывают о коньках и пальто. Учитель дополняет).

– Назови опасное место в слове.

– Сколько раз встретилось в тексте?

– При делении для переноса мы тоже писали их.

– Подчеркните опасную букву в словах.

Вывод. Правописание этих слов нельзя проверить, поэтому надо запомнить.

9. Отгадывание ребусов.

– А какое задание осталось на странице? (Будем отгадывать ребусы).

– Отгадав их, мы узнаем, кто ещё вместе с Игорем был на катке.

– Кто отгадал? Кто согласен? Что можно сказать о словах? (Это имена мальчиков.

Пишем с заглавной буквы).

На доске идёт запись слов с комментированием.

– Выполним задание. Подчеркнем буквы мягких согласных и буквы, которые указывают на их мягкость.

Вывод. Какие гласные указывают на мягкость согласных звуков? (Я, Ё, Е, Ю, И и буква Ь знак).

10. Итог урока.

– Чему учились? Что было интересно? Кому было трудно? Выбери портрет своего настроения на уроке. – Молодцы! Урок окончен.

Словарная работа на уроке. Коньки – узкие полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.

Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы.

Коньки – вид спорта, катание, бег на таких полозьях.

Металлические коньки впервые появились почти ЗОО лет назад. Молодой царь Пётр 1 сам выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами.

Пальто – верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма.

Иней – тонкий снежный слой.