Урок информатики в 8-м классе по теме: "Электронная таблица: среда и принципы работы"

Разделы: Информатика


Цель урока: Познакомить с программным прикладным средством обработки числовой информации.

Ход урока

Актуализация знаний:

- С какими видами информации работают известные вам программные средства?

- Какие программные средства используются для работы с текстом?

- Перечислите известные Вам текстовые редакторы?

- Какие программные средства используются для работы с графическими объектами?

- Какие программные средства используются для работы с музыкой?

- Знакомы ли Вы с программой, которая предназначена для работы с числовой информацией?

Теоретическая часть урока

Для работы с числовой информацией (данными) используют специальную программу, называемую электронной таблицей или табличным процессором. В пакете прикладных программ MS Office табличный процессор называется Microsoft Excel. Разработаны различные версии данных программ, но основные приемы остаются неизменными. Для усвоения основных приемов работы с электронной таблицей воспользуемся нашей версией.

Запустите для просмотра презентацию “Электронные таблицы”. Изучите ее и запишите ответы на вопросы:

  • для чего предназначена электронная таблица?
  • что такое рабочий лист?
  • что такое рабочая книга?
  • что является основным элементом электронной таблицы?
  • что такое имя ячейки?
  • какие типы данных могут храниться в ячейке?
  • как обозначается диапазон ячеек?
  • какое расширение имеют файлы, созданные в среде Excel?

Практическая работа №1 “Знакомство с электронной таблицей Excel”.

1. Решите с помощью EXCEL задачу: Вычислить сумму покупки в магазине канцелярских товаров.

Для запуска программы воспользуйтесь главным меню рабочего стола Пуск/Все программы/ MS Office / MS Excel.

Далее:

  • В ячейку A1 введите заголовок Стоимость покупки.
  • В ячейки A2, B2, C2, D2 соответственно Товар, Цена, Количество, Стоимость.
  • Чтобы увеличить ширину столбцов, выполните следующие действия: выделите всю таблицу, Формат-столбец-ширина-введите 12.
  • В столбце Товар (ячейки A3, A4, A5, A6, A7) введите названия товаров, например: тетрадь, ручка, карандаш.
  • В столбце Цена (ячейки B3, B4, B5, B6, B7) введите цену товаров, например: 17,78 .
  • Аналогично в столбец Количество введите количество покупаемых товаров.

2. Проведем вычисления в столбце Стоимость. Для этого:

Установим курсор в ячейку D3 и введем формулу =B3*C3

(стоимость=цена*количество)

Внимание! Любая формула начинается co знака =; в имени ячейки используются только латинские буквы!

3. Выделим ячейку D3, установим курсор в правый нижний угол этой ячейки так, чтобы он принял вид “крестика” и потянем курсор вниз до ячейки D7 - распространим формулу на блок ячеек D4:D7 .

4. Вы видите, что расчет произошел автоматически, по формуле. Если установить сейчас курсор в ячейку D4, то в строке формул вы увидите =B4*C4; в ячейке D5 соответственно =B5*C5 .

5. Найдем общую стоимость покупки. Для этого в ячейку C9 введем текст Итого, а в ячейку D9 формулу для нахождения суммы. Удобнее всего это сделать с помощью автосуммирования. Найдите на панели Стандартная кнопку Автосумма, щелкните по ней, будет выделен блок ячеек D3:D7, а в ячейке D9 появится формула =СУММ(D3:D8). Осталось нажать клавишу Enter

6. Сохраните файл задачи в папке своего класса под именем Фамилия1.

7. Выполните перерасчет - измените цену и количество некоторых товаров. Вы увидите, что в программе EXCEL расчеты выполнились автоматически, по введенным вами формулам.

8. Продемонстрируйте учителю результат вашей работы и ответьте на его вопросы.

Рефлексия

- С каким программным средством мы сегодня познакомились?

- Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?

- Какую особенность электронных таблиц Вы заметили?

Здесь нужно обратить внимание учащихся на то, что в ячейке вместо формулы появляется результат решения, о чем в теории не было сказано ни слова.

Домашнее задание.

Выучить основные понятия темы.