Классный час по теме: "Имена, фамилии, отчества"

Разделы: Классное руководство


Цели:

образовательные

  • ознакомление учащихся с новыми понятиями (тезки, однофамильцы);
  • расширение детского кругозора;
  • углубление знаний из личного опыта детей, углубление краеведческих знаний;
  • “раскрытие” тайны имени ребенка.

воспитательные

  • воспитание в детях положительных качеств личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);
  • воспитание патриотических чувств к малой Родине

развивающие

  • развитие речи детей при помощи скороговорок, чистоговорок; развитие логического мышления

Оборудование:

  • на доске эпиграф - строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,
  • отрывок из поэмы Гомера “Одиссея”,
  • аудиозапись фрагментов песен,
  • таблички с фамилиями,
  • у каждого ребенка на груди бейдж с его именем.

Опережающее домашнее задание

  • выучить стихотворение З. Александровой “Восемь Тань”;
  • расспросить родителей о своём имени (его значение и в честь кого назван ребенок).

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

1. Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…

Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании, или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.

Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе?

2. Давайте отгадаем загадку - что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? Ответ – имя.

Она вас познакомила друг с другом, то есть она назвала вас по именам, чтобы побыстрее освоились и нашли себе друзей.

3. Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.

Мы с вами все живем в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё о родителей в сладостный дар получает…

3. Сообщение темы и цели занятия

1. Итак, как вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек - имя. (русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (русская пословица)

А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

2. Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают нас. Давайте им представимся…

Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)

3. У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?

К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.

Мое имя – Татьяна. А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?

Дети отвечают – Татьянка, Танечка, Танюша, Танюшка, Танюся, Таня…

А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:

Саша —> Александр

Алеша —> Алексей

Коля —> Николай

Ксюша —> Ксения

Оля —> Ольга

Вика —> Виктория

Игорь —> Эти имена остались без пары. А почему?

Нина —> Потому что они употребляются только в одной форме.

4. А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик иена девочек, а во второй имена мальчиков.

СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА

- Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕЯ не указывает нам, о ком идет речь.

- Как будет звучать полное мужское имя? - Евгений.

- А женское – Евгения.

- Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?

ВАЛЯ —> ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА

САША —> АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА

А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?

В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе” героиню зовут Федора.

Сейчас это имя редкое.

А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.

Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Прочитайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

А в нашем классе есть тезки?

5. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).

А каких писателей однофамильцев вы знаете? (Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)

4. Физкульминутка

А теперь у меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и будем угадывать, о каком имени идет речь п в песне

1. А теперь обратите внимание на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному. (На доске: Лев и лев). Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным.

Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ

2. Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

3. Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от:

От профессий
От наружности и черт характера
От названий животных или растений

4. Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков, Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин, Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов, Цветков, Дроздов, Носов, Широков.

5. Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?

Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).

6. Назовите имена и отчества ваших родителей, бабушек или дедушек. (Дети также по очереди называют имена и отчества своих бабушек и дедушек).

7. А вы читали былины о богатыре Илье Муромце?

А как вы думаете, Муромец – это фамилия или отчество? Давайте вспомним слова былины:

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…

Как же звать героя по имени-отчеству? Илья Иванович. А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома.

8. И в нашем Осинском районе существуют названия фамилий, которые произошли от названий деревень и сел.

с. Крылово —> Крыловы

с. Богомягково —> Богомяковы

с. Козлово —> Козловы

с. Мазунино —> Мазунины

с. Петухово —> Петуховы

с. Драчево —> Драчевы

9. Давайте произнесем чистоговорку, в которой присутствует интересное и достаточно редкое русское имя.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.

5. Рефлексия.

Дети должны ответить на вопрос: Что нового они сегодня узнали на занятии? Что им понравилось и что запомнилось?

Некоторые высказывания детей:

Виталий: “Мне понравился конкурс скороговорок”.

Денис: “Я впервые узнал, что означает мое имя”.

Ксения: “Теперь я знаю, откуда произошла моя фамилия – Драчева - из с. Драчево. И что у меня есть однофамильцы.

Марина: “У меня красивое имя, созвучно с морем, потому что я – Марина”.

Приложение

Используемая литература

  1. Саплина Е.В., Саплин А.И. Учебное пособие: “Введение в историю. Тетрадь творческих заданий” для 3 кл. “Дрофа”, 1997
  2. Б. Хигер “Энциклопедия имен”. Изд. “Яуза”, “Эксмо”,2003
  3. Материалы из “ Осинского ежегодника” вып. 1-9

Художественная литература

  1. Гомер “Одиссея” М., “Просвещение”, 1999.