Урок математики в 3-м классе по Образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Формула произведения"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Формула произведения.

Цель урока:

  1. Построить формулу произведения, а = в·с, выражающую общие свойства взаимосвязей между величинами в формулах пути, стоимости, работы и др.
  2. Тренировать способность детей к решению задач на все изученные виды зависимостей между величинами. Закрепить алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.
  3. Повторить и закрепить действия с именованными числами, решение уравнений.
  4. Развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности, интерес к математике.

Оборудование: тетрадь-учебник, формулы различных величин, “Блиц-турнир”, задания для индивидуальной работы.

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

- Прочитайте девиз нашего урока:

С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

- Как вы понимаете эти слова?

- Готовы ли вы добывать новые знания, чтобы потом можно было гордиться своим мастерством?

- Тогда начнем!

II. ТРЕНИРОВКА ВНИМАНИЯ

Оцените свою работу.

III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- Какие единицы измерения скорости вам известны?

- Какие записаны у вас? (мм/с м/мин км/ч км/с)

- Скорости каких объектов удобно измерить в этих единицах?

- Запишите формулу нахождения скорости, времени, расстояния.

- Что выражают эти равенства?

(Зависимость между скоростью, временем и расстоянием.)

- С какой целью мы провели минутку чистописания?

(Потренировались в красивом написании, повторили единицы измерения скорости.)

Оцените свою работу.

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Выразить в новых единицах измерения:

4395 м = … км м 4 ц 15 кг = … кг
385 сут = … г … сут 4 мин 15 с = … с
6005 г = … к г… г 6525 кг = … т …кг
450 мин = … ч … мин 7м 17 мм = …мм
5265 кг = … т … кг 8 т 96 кг = … кг
4 т 15 кг = … кг 4 ч 40 мин = … мин
4 сут 15 ч = … ч 2 сут 17 ч = … ч
4 м 15 мм = … мм 414 мм = … дм …мм
200 мм = … дм 2471 м = … км … м
184 дм = … м … дм 5 мин 15 с = … с
76 мин = … ч … мин 15 т 2 ц = … кг

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

“БЛИЦ-ТУРНИР”

Спринтер бежал в течение 8 секунд со скоростью 340 см/с. Какое расстояние он пробежал?  
Каждый том о Гарри Потере стоит 230 рублей. Сколько стоит подарочный набор из 6 книг?  
В доме на каждом этаже 12 квартир, всего 12 этажей. Сколько всего квартир в доме?  
За 1 минуту Таня прочитала 86 слов. Сколько она прочитает за 5 минут?  
Бассейн наполняется со скоростью 65 литров в минуту. Какой объем воды вольётся в бассейн за 20 минут?  
Для детского сада заготовили 320 банок джема по 3 кг в каждой банке. Какова масса заготовленного варенья?  

ВЗАИМОПРОВЕРКА

- Объясните, какие величины взаимосвязаны

V. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

- Что общего заметили в решениях задач? (решаются умножением)

- Чем отличаются? (величинами)

- Придумайте задачу с таким же решением, но с другими величинами, которые еще не встречались.

- Как определить, какие величины подойдут, а какие нет?

- Почему трудно ответить на вопрос? (мы не знаем их общего свойства)

- Сегодня на уроке нам надо вывести формулу, которая выражает общее свойство всех рассматриваемых величин.

VI. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

- Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте, как называется эта формула.

- Это и есть тема нашего урока.

- Почему формулу так назвали, я надеюсь, вы сами объясните

Стр. 52, № 1. (Л. Г. Петерсон, Математика 3 класс, 3 часть)

- Рассмотрите 1 строку таблицы. Какую формулу вывели? Почему?

- Заполним таблицу по образцу.

- Работать будем в парах, каждая пара должна составить по одной формуле и обосновать свое решение.

- Что общего у величин в этой таблице? (одна из величин является произведением двух других.)

- Как записать все эти формулы одной, не думая о значениях величин?

а · в = c

- Почему так? (запись выглядит так же, как и остальные формулы)

- Это обобщенная запись взаимосвязи величин, причем одна из них является произведением двух других.

- Прочитайте вывод на стр. 53.

- Сможете ли теперь составить задачу, где величины связаны такой же зависимостью?

VII. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

С 153, №2 (а) - коллективно с комментированием.

Б)-1 ряд

В)-2 ряд

Г)-3 ряд

- Что заметили? (задачи содержат одинаковые числовые данные, отличаются только величинами, решения одинаковые).

- Оцените свою работу

VIII. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Индивидуальное задание (найти корень уравнения, № 5, с. 55.)

а) (3 · m – 20) : 5 = 50

б) 480 : (13 – t) + 20 = 100

№7. Расшифруйте название игры, расположив ответы примеров в порядке убывания. (по вариантам)

x4700 Б x862 Р x932 И x539 Е x806 М x417 У
750 980 708 694 547 2450

- Какое слово получили? Что оно означает?

- Буриме – это литературная игра, заключающаяся в составлении стихотворения, обычно шуточного характера.

Составьте буриме со словами:

… … крокодил

… … телевизор

… … провизор.

Проверка индивидуальных заданий.

Упр.9, с 51.

- Заштрихуйте на диаграмме Венна области объединения и пересечения.

IX. ИТОГ УРОКА

- Какую цель поставили в начале урока?

- К какому выводу пришли?

- Назовите формулу произведения.

- Как вы оцените свою работу?

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Стр. 55, №10, а) -1 вар, б)- 2 вар.;

индивидуально: № 8;

№ 9 - по желанию.