Урок русского языка в 3-м классе (система Л.В. Занкова по теме: "Правописание предлогов и приставок")

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Задачи:

  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами и приставками.
  • Воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность ведения записей в тетрадях.

Оборудование:

  • Учебник А. В. Поляковой “Русский язык” 3 класс (1 часть).
  • Рабочие тетради.
  • Таблица, схема слова.
  • Плакат.
  • Индивидуальные карточки.

Оформление доски:

Двадцать третье ноября.

Классная работа.

Правописание предлогов и приставок.

от, к, за, для, про, с, по, кроме. Реш.ли волки зайчика (за)печь,

А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.

Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А работать и писать!

– Сначала поприветствуем гостей.

– Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись, глубоко вдохнули, сделали выдох. Тихо сели. Начинаем урок!

II. Оформление тетрадей

– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: двадцать третье ноября. Классная работа.

III. Чистописание

На доске: от, к, за, для, про, с, по, кроме

– Посмотрите на доску. Прочитайте, что я выписала. Как вы думаете, что это? (Это предлоги и приставки.)

– На какие две группы их можно разделить? (В одной группе будут приставки, которые могут быть предлогами – от, за, про, с. Во второй группе – это слова, которые могут быть только предлогами – к, для, кроме.)

– В качестве чистописания, запишите на первую строку приставки, которые могут быть предлогами. Напишите их, чередуя, до конца строчки.

– Устно составьте свои примеры с данными приставками. (Например, заговорить, подарок, сбежать и т.п.)

– На вторую строку, чередуя, запишите предлоги до конца строки.

– Придумайте примеры, используя словарные слова с данными предлогами. (Например, к окну, кроме енота, для России.)

IV. Словарно-орфографическая работа

а) – Отгадайте загадки и запишите отгадки. Объясните ударение и орфограммы.

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки. (Горох)

Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

б) – А сейчас расшифруйте словарные слова, объясните ударение и орфограммы: АГВОН, ОЖНЁГЛР, ДРГОО. (Вагон, жонглер, город)

V. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня тема нашего урока “Правописание предлогов и приставок”. Подводим итоги по изученной теме.

VI. Устное упражнение на дифференциацию предлогов и приставок (параллельно проводится работа по индивидуальным карточкам)

а) – На доске даются предложения. Прочитайте их и определите: какое задание необходимо выполнить. (Раскрыть скобки.)

Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

– Докажите, где приставки, а где предлоги.

– Пока мы будем работать с предложениями, некоторые дети получают карточки. Вы должны успеть выполнить работу за то время, пока мы работаем устно. (Приложение 1)

– Что означает выражение “БУБНЯ ПОД НОС”? (Неразборчиво и тихо говорить самому себе.)

– Что такое ДОСАДА? (Чувство неудовольствия, раздражения вследствие неудачи, обиды.)

– Чем отличаются предлоги от приставки? (Написанием со словами.)

б) Повторение по плакату. Чтение хором. (Приложение 2)

Плакат

Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно, между предлогом и словом можно поставить любое другое слово или вопрос.

Приставка – это часть слова, пишется слитно. Между приставкой и словом нельзя поставить другое слово или вопрос.

У глаголов нет предлогов.

VII. Физкультминутка

– Упражнения для глаз, плечи расправлены, руки опущены вниз, работа только глазами! (Вверх-вниз “Прыгунки”, вправо-влево “Часики”, по кругу “Самолетик”, крепкое зажмуривание и расслабление.)

– Упражнения на дыхание. (Глубокие вдохи и выдохи, потягивания.)

VIII. Блиц-опрос

– С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (С глаголами).

– Предлог – это … (часть речи).

– Какие предлоги не могут быть приставками? (к, для, кроме)

– Приставка – это … (часть слова).

– Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? (к, о, за; к от)

IХ. Работа по учебнику. Комментированное письмо (стр. 66, № 115)

1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.

Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом.

– Что такое ПОЗЕМКА? (Вьюга, во время которой дует низовой ветер.)

– Почему ветки елок называют лапами? (Внешне ветки елей похожи на птичьи лапки.)

2. Подберите к словам, где это возможно, однокоренные существительные в единственном числе без приставки. (Загудел – гудок, побежала – бег, закачались – качка, залепила – лепка.)

Дополнительное задание:

– разобрать второе предложение по членам предложения, дать характеристику предложению.
– какое слово из этого предложения подходит к схеме слова ? (По лесу)

Х. Письмо по памяти

Текст записан на доске. После заучивания текст закрывается.

Реш.ли волки зайчика (за)печь,
А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.

– Какие орфограммы пропущены?

– Раскройте скобки и объясните все орфограммы.

Чтение хором с орфографическим проговариванием. Запись текста по памяти. Самопроверка.

ХI. Итог урока

– Чем отличается приставка от предлога?

– Что понравилось на уроке?

XII. Домашнее задание: стр. 68, № 117.