Открытый урок по природоведению для 2-го класса (1–4) на тему: "Путешествие с домашними растениями"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить учащихся с комнатными растениями класса (названия, отличительные признаки некоторых растений, особенности жизни и размещения);
  • развитие умений учащихся по уходу за комнатными растениями;
  • воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.

Оборудование:

  • живые комнатные растения;
  • большие рисунки с изображением кактусов в пустыне, тропических лесов;
  • карта мира; флажки для укрепления на карте названия растения;
  • видеофильм о правильном уходе за комнатными растениями;
  • кроссворд по теме урока;
  • для учащихся-помощников – свиток из “папируса”; “веночки” на голову, изображающие растения;
  • таблички-паспорта с названиями растений и указанием родины их произрастания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

– Сегодняшний урок мы посвятим необычайно красивому, сказочному творению природы – растениям. Но растениям не простым, а тем, которые вы можете увидеть на ваших подоконниках. Поздней осенью или зимой, когда за окном снег, а деревья лишены и цветов и листьев, в это время эти растения радуют нас своим зеленым великолепием! Почему так происходит? Зачем мы держим их у себя дома, ухаживаем за этими растениями?
Чтобы ответить на все эти вопросы, поближе познакомиться с растениями, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Ведь эти растения самые настоящие путешественники, прибывшие к нам из далеких стран!
Путь наш будет лежать через раскаленные солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды. Мы попадем в сумрачные дебри влажных лесов, где среди огромного числа гигантских растений с трудом найдем наших знакомых. Мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах.
Это путешествие необыкновенное: оно будет мысленным и в то же время реальным (которое происходит сейчас), потому что растения, с которыми мы познакомимся во время путешествия, настоящие, живые, растущие в нашем классе или дома.

III. Проверка домашнего задания

– Но прежде чем оправиться в дальние страны, неплохо бы сначала вспомнить о наших растениях, о том, как они живут у нас осенью и зимой. Для этого мы, как настоящие путешественники заполним “въездную визу”, в которой необходимо ответить на вопросы и выбрать правильный ответ.

Учитель заранее раздает учащимся листочки для записей, в которых дети должны написать только номер правильного ответа. (Рисунок 1)

На доске:

1. Листопад.
2. Октябрь.
3. Сентябрь.
4. Осень.
5. Лиственные.
6. Хвойные.
7. Клен.
8. Ель.
9. Лиственница.
10. Почки.
11. Хвоинки.
12. Зима.

Вопросы учителя:

  1. Отгадайте загадку: “Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья”.
  2. Первый месяц осени.
  3. Опадание листьев с деревьев.
  4. Какие деревья не скинули на зиму зеленый наряд?
  5. Клен, тополь, береза, рябина – как называют эти деревья одним словом?
  6. Вечнозеленое растение.
  7. Как называются листья у хвойных растений?
  8. Как называют растение, у которого осенью хвоинки опадают?
  9. Что остается на ветках на месте опавших листьев?
  10. В какое время года растения как бы засыпают?

(Ответы: 4, 3, 1, 6, 5, 8, 11, 9, 10, 12)

Сразу после записи ответов на вопросы учащиеся проверяют свои работы.

– Теперь можно отправиться в путешествие по родным местам наших домашних растений! (Фонограмма взлетающего самолета.)

IV. Работа по теме

1. Финиковая пальма.

Родина – Африка, пустыня Сахара.

– Когда говорят “пустыня”, то любой продолжит: “Сахара”. Пустыня Сахара – по-арабски и означает пустыня. Перед нами огромное море песка, яркое и жаркое солнце, жара + 50. Идет караван верблюдов, а любого путешественника мучает жажда. Но вдруг верблюды вытягивают шеи и начинают бежать быстрее: впереди зеленая точка – оазис! Зеленый остров среди песка, вода и пальмы! Чудесное растение в пустыне!

Выходит девочка с веткой пальмы и ее плодами.

– Я – финиковая пальма. Мое название значит как “несущая пальцы”. С пальцами сравнивают мои плоды финики (показать). Арабы говорят обо мне: “Пальма – царица пустыни, купает ноги свои в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей”. Я расту в пустыне только там, где вода выходит на поверхность. Финиковые пальмы для жителей пустыни много веков были и их жизнью, и радостью. Тень от финиковых пальм спасает от солнца. Из стволов пальмы делали столбы и двери для домов, а листьями покрывали крышу. Из высушенных листьев делали циновки, мешки, корзины. А из плодов – фиников готовили еду: сок, сахар, вино, даже пекли хлеб. Эти плоды сушили, жарили, кормили ими верблюдов. Несомненно, жители пустыни без финиковой пальмы не смогли бы жить!

– Все путешественники ведут дневники, записывая названия растений, с которыми они познакомились.

Учащиеся записывают название растений после каждого рассказа детей. А учитель прикрепляет флажок на карту мира около страны произрастания цветка.

2. Папирус (циперус)

Родина – Африка, болотистые берега реки Нил.

– Чтобы узнать все самое интересное об этом растении ( учитель показывает на него), нам надо мысленно перенестись в те далекие времена в Египет, когда люди, которые умели писать пользовались большим уважением.

Выходит мальчик со свитком в руке (свернутый лист бумаги, на котором нарисованы египетские иероглифы).

– На такой странной бумаге, перевязанной шнурками, писали стихи о солнце, сказки и рассказы. Эти свитки были до сорока метров длиной и шириной в один метр. Некоторые из них сохранились и до нашего времени, и им около5 тысяч лет. Эти странные листы бумаги называют – папирусом. Это такое растение (показать на него) и его название переводиться как “дар реки”. Как раз из него и делали так называемую бумагу – папирус. В местах, где растет папирус, берега реки образуют зеленые заросли в 3 и даже 5 метров высотой. (Развернуть и показать папирус)

3. Алоэ

Родина – Южная Африка.

– Все помнят сказку Чуковского “Доктор Айболит”. А кто вспомнит название реки в Африке, куда спешил знаменитый доктор лечить зверей? (Лимпопо) Отправимся и мы с вами за доктором Айболитом. Здесь на юге Африки в пустыне Карру растет одно замечательное растение, которое наверняка помогало доктору лечить больных.

Выходит мальчик в белом халате доктора с растением в руках.

– Это алоэ (показать). Его иногда еще называют столетником, считая, что он цветет через сто лет. Алоэ растет в пустыне, где растению приходиться долгое время жить без воды. И поэтому листья у алоэ даже не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края листа зазубрены, но без колючек. Сок в листьях горький, но очень полезный. Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте его пополам и приложите к ранке. Она быстро затянется. Настой из листьев алоэ с медом пьют как лекарство, которое помогает организму бороться с болезнью.

4. Хлорофитум

Родина – Южная Африка, мыс Доброй Надежды.

Рассказывает учитель:

– А если продолжить наше путешествие и посмотреть вот на это чудесное растение со свешивающимися веточками, на конце которых пучки узких листьев, то мы познакомимся с соседом алое. Оно растет на берегу Южной Африки - мысе Доброй Надежды. А называют его хлорофитум, что переводиться как “зеленое растение с пучками”. На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.

5. Кактусы

Родина – Мексика.

– Наша следующая остановка. Но чтобы, понять, где мы приземлились, давайте посмотрим на странные растения, которые похожи на зеленые палки и шары, покрытые острыми колючками. Мы с вами в стране кактусов – Мексике. Растущие здесь кактусы достигают огромных размеров и разных форм (колонны, толщиной в полметра, шары, плоские лепешки). Кактусовые заросли имеют страшный вид. Стволы похожи на чудовища, которые вот-вот зашевелятся и схватят своими страшными когтями. Так что же в них красивого и интересного?

Выходит девочка с кактусом в руках.

– Кактусы имеют фантастический вид (показать кактус). У них большой и толстый стебель, а на нем вместо листьев колючки. Кактусы похожи на огромных ежей. Они растут в пустыне, где почти не бывает дождей. Все их строение приспособлено к накоплению и сохранению влаги. Кактусы в пустыне как бочки с водой. Во время дождей их корни быстро всасывают воду. А с наступлением засухи их мелкие корни высыхают, а более толстые остаются живыми. Кактус очень выносливое растение и может долго быть без воды. Кактусы вполне съедобны. У себя на родине кактусы без колючек (есть и такие!) используют как корм скоту. Едят их и люди. Они кактусы жарят, варят, делают сок и варенье, вкус у которого очень похож на вкус апельсина. А один вид кактусов с длинными колючками индейцы раньше использовали как расческу. Так что зеленые колючие шарики имеют полное право стоять и красоваться на ваших окнах.

6. Монстера и антуриум.

Родина – Южная Америка, Бразилия.

– Из жарких и сухих пустынь перенесемся во влажные тропические леса. Посмотрите на карту. Зеленым цветом обозначены огромные тропические леса в Южной части Америки. Эти леса отличаются от наших. Они труднопроходимые и местные жители проникают в лес в пироге (лодке), проплывая по водяным тропинкам. Деревья здесь до 50 метров в высоту и сквозь листву почти не видно яркого солнца. Здесь мы и остановимся. А вот и местный житель – наш проводник, попросим его рассказать.

Выходит мальчик-“бразилец”.

–  Боэнос диас! Добро пожаловать! Я бразилец – житель страны Бразилии! В тишине тропического леса вы не услышите пения птиц, а чаще всего рев обезьян или крик попугаев. Всюду непроходимые заросли растений. А если поднять голову, то можно увидеть, как с деревьев свисают коричневые “веревки”, а еще выше - огромные метровые резные листья. Это – монстера, лиана (показать на рисунке). Она обвивает своими ветками соседние деревья, а корнями укрепляется в земле. Приглядевшись внимательно, на сырой земле около свешивающейся монстеры, можно увидеть антуриум (показать на столе). У растений тропических лесов нет одновременного листопада, и листья у них не желтеют. Один лист отвалится, вырастают другие. Это происходит потому, что температура воздуха не поднимется выше +30 градусов и не опускается ниже +26 градусов. Здесь ни жарко и на холодно. Поэтому тропические леса круглый год стоят зеленые.

7. Бегония

Родина – остров Ява.

– Посмотрите теперь вот на это причудливо е растение. Как вы думаете, на что похожи его листья? Неправда ли очень смахивают на ушки у Хрюши или сердце. Родина этого растения – тропические леса острова Ява (показать).

Выходит девочка и показывает на растение.

– Это – бегония. Название этого растения происходит от фамилии Бегон, человека - большого любителя цветов. Листья у нее бывают большие и разного цвета: темно-красного, зеленого и даже металлически-серого. Цветет бегония белыми и розовыми цветами. Все растение не больше метра высотой. Оно такое же, как у нас на столе.

Учитель: К сожалению, мир растений огромный и обо всех растениях на одном уроке мы не сможем узнать. Но и того, что мы услышали нам достаточно, чтобы ответить на вопросы:

  • Подумайте и ответьте, почему эти растения выглядят зимой так же, как и летом?
  • Почему мы их называем комнатными, ведь у себя на родине они растут в дикой природе?
  • В чем их польза?

Ответы детей.

V. Просмотр фильма о правилах ухода за комнатными растениями и правильной их пересадке

– Все наши комнатные растения очень нежные и надо многое знать, чтобы за ними правильно ухаживать. Об этом посмотрим фильм.

VI. Работа в тетради

Запись названий растений производится после рассказов учащихся о них.

– Чтобы мы могли перевезти понравившееся растение к нам в страну, необходимо оформить “паспорт” для растения. Указать так же место их произрастания – Родину.

Запись в тетрадях (такие же надписи на табличках, которые прикрепляются к горшкам с растениями):

  1. Финиковая пальма – родина пустыня Сахара, Африка.
  2. Кактус – родина Мексика.
  3. Алоэ – родина Южная Африка.
  4. Хлорофитум – родина мыс Доброй Надежды.
  5. Монстера, Антуриум – родина Южная Америка.
  6. Бегония – из тропических лесов острова Явы.
  7. Папирус – растет в Африке, на болотистых берегах реки Нил.

После записи в тетрадях предложить детям найти это растение на столе и прикрепить “паспорт” к горшку.

VII. Закрепление и обобщение материала. Разгадывание кроссворда.

Звучит фонограмма звука летящего самолета.

Учитель: Путешествие вокруг света вместе с нашими друзьями, комнатными растениями, подошло к концу. Мы побывали в пустынях Африки, в тропических лесах Явы и Бразилии. Заглянули в старые времена, на жизнь растений у древних египтян и греков.
Теперь мы сбегаем по трапу самолета и вот мы дома, в классе. И спутники нашего путешествия тут, с нами, стоят на нашем столе.
Все самые настоящие путешественники любят рассказывать о своих наблюдениях. Давайте попробуем и мы с вами вспомнить самое интересное о наших растениях и отгадаем кроссворд (Рисунок 2):

  1. Название этого растения переводится как “зеленое растение с пучками”. (Хлорофитум)
  2. У какого растения листья похожи на ушки у Хрюшки? (Бегония)
  3. Из этого растения делали первую бумагу. (Папирус)
  4. У какого растения сок очень горький, но служит лекарством? (Алоэ)
  5. У него вместо листьев колючки. (Кактус)
  6. Ее плоды сравнивают с пальцами. (Пальма)
  7. Это она может быть “Веселой вдовой” (Фиалка – родина Африка).

VIII. Итог урока:

– Что узнали нового?

– Что больше всего понравилось?

Выставление оценок самым активным учащимся.

IX. Домашнее задание

– Подготовить материал о комнатных растениях и их особенностях. Узнать названия растений, которые стоят у вас дома. Нарисовать понравившееся растение в тетради и подписать его название.